Лира колесная 3-струнная (2 струны мелодические, 1 бурдонная), 13-клавишная. Четвертая струна в звучании не участвовала, ее назначением было отбивание клавиш.
Дар Александра Михайловича Листопадова Дашковскому этнографическому музею в 1905 г. Инструмент приобретен у Ивана Афанасьевича Позднышева, внука Ивана Осиповича Позднышева (ученика казака Быкадорова по прозвищу «Безрук»).
«Иван Осипович Позднышев был большой охотник игры на гудке. Дома иной раз бранили музыканта за его увлечение; тогда он заберется, бывало, в Ясеновскую балку, в нескольких верстах от хутора, и там, окруженный дикими скалами и вековыми «дубьями» и ясенями, вволю предается своему любимому занятию, пока не отыщут его и не отберут инструмента. Или, уже будучи стариком, возьмет он, бывало, «Хомку», так величал он свой гудок, засунет в мешок, перекинет через плечо и пропадет с ним на несколько недель. Найдут его у «друзьёв-товаришав», в соседних или дальних хуторах, верст за 30-40.
Иван Осипович, как и другие местные рылешники, - в большинстве случаев люди зажиточные, даже богатые, - был «хозяин с большим достатком»; поэтому подобные его отлучки не были и не могли быть странствованиями нищих малорусских слепцов бандуристов и лирников; его музыкальное занятие не было профессией из-за куска хлеба. Наши гудошники приглашаются на свадьбы и в другие «канпании», но играют там не за плату, а как участники гулянья. Появление гудошника делает честь хозяину дома, который в оба глаза следит за тем, чтобы у того «ненароком релеюшка не заскрыпела», и спешит подмазать.
Гудок Ивана Осиповича перешел по наследству к сыну его Афанасию Ивановичу... от последнего «переняли игру» его сыновья...
Старый гудок Ивана Осиповича, 25 лет назад каким-то образом попавший в соседнюю Усть-Белокалитвенскую станицу, отыскан мною нынешним летом при проезде через нее у молодого казака, очень заинтересовавшегося инструментом, М. Барбаянова, который незадолго перед тем взял его, чтобы поучиться, у известного рылешника Василия Михайловича Андриянова…» (старый позднышевский гудок, отображенный на фотографии, был передан собирателем в Новочеркасский Донской музей).
«В.М. Андриянов, ученик Ивана Осиповича, вспоминал о нем, как о «знаменитом» игроке: «теперь, куды тебе, не сыщещь такого, как Иван Осипович! Позныш самому Наказному атаману играл», добавлял он с гордостью».
Читать далее