Вернуться
Экспонаты

Люлька. Кеты

Название:

Люлька

Народ:

Кеты

Территория по музейной документации:

Туруханский край, Елогуйский район

Датировка:

кон. XIX в. – нач. XX в.

Организация:

Музей народов СССР

Темы:

Воспитание и обучение детей, семейное (домашнее), уход за детьми

Материал:

Дерево; кожа; дерево (береста); волокна: растительные

Размер:

дл.- 80,0; шир.- 36,0; выс.- 11,0

Коллекция:

Культура народов Сибири и Дальнего Востока

Коллекционный номер:

РЭМ 8761-10478

Аннотация:

Когда у ребенка появлялись перые зубы, его перекладывали из временной берестяной колыбели в постоянную деревянную. Эту колыбель изготовляли исключительно мужчины. Материалом для нее служила древесина кедра, потому что в культуре кетов этому дереву придавалась особая сакральная значимость. Концы бортов колыбели находили друг на друга и соединялись при помощи тонких ремешков. Это делалось для того, чтобы по мере роста ребенка стенки расставлялись, делая колыбель более вместительной. В изголовье крепилась дуга из тальника. На выступающем конце дна было сквозное отверстие, через которое обычно продевали ремешок с петлей на конце, чтобы покачивать колыбель. На дно колыбели клали прямоугольный кусок бересты, согнутый совком, в который в качестве впитывающего средства была насыпана сухая крошка гнилого березового дерева – «тулақ». Наполнитель запрещалось давать чужим людям, так как считалось, что это может навредить не только здоровью ребенка, но и лишить родственников плодородия. Ребенка в колыбели покрывали куском бересты, который фиксировался четырьмя ремешками. Такие пеленки ребенка закрывали по плечи. Днем колыбель подвешивали в чуме или ином жилище с помощью специальных ремней, закрепленных в ее стенках, за специальный крюк. На ночь же женщина ставила колыбель с ребенком рядом с собой. В изголовье колыбели подвешивали различные обереги: высушенную землеройку, мелкие перышки орлят и т. д. Так же ребенку в колыбель могли положить цветные лоскуты, бусы, бисер, кольца, снятые с домашних охранителей, так как эти предметы наделялись способностью помогать при болезнях людей, прежде всего детей. Если ребенок благополучно миновал этап пребывания в данном типе колыбели, то последняя становилась «счастливой» и переходила ко второму, третьему и т. д. детям. Такая колыбель становилась реликвией не только данной семьи, но и всей семейно-родовой группы. Ее могли попросить кровные родственники, если в их семье дети часто болели или умирали. Колыбель, когда та становилась ненужной, нельзя было выбросить, сломать, продать или отдать чужеземцам, что означало бы подвергнуть риску не только жизнь одного ребенка, но и само плодородие женщин этой семьи.