Вернуться
Экспонаты

Фибула – украшение-застежка для наплечного покрывала. Латыши

Название:

Фибула – украшение-застежка для наплечного покрывала

Народ:

Латыши

Территория по музейной документации:

Российская Империя, Курляндская губерния

Датировка:

сер. XIX в.

Организация:

Музей народов СССР

Темы:

Украшения, женские; Ремесло. Металл, ювелирное; Праздники и обряды, семейные (жизненного цикла), свадебные

Материал:

Металл: металл белый; стекло; металл: золото сусальное

Техника:

Металлообработка: резьба; металлообработка: ковка; металлообработка: чеканка; металлообработка: штамповка; обработка стекла: гранение: огранка; металлообработка: гравирование; металлообработка: насечка; металлообработка: тиснение; металлообработка: пайка; металлообработка: золочение

Размер:

Диам. - 13,0; выс. - 2,0;

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Коллекционный номер:

РЭМ 8762-31272

Аннотация:

Следующая, самая большая группа фибул, опубликованных в альбоме, относится к виду украшений-застежек для наплечных покрывал, получивших в латышском народе название «лиственной» сакты (латыш. lapainā sakta). Идейно-художественный образ «лиственной» сакты – многорядный цветущий венок. Все фибулы данного вида имеют практически одинаковую композиционную схему и конструкцию, изготовленную с помощью одних и тех же технологий. «Лиственная» сакта имеет несколько разновидностей. Первая из них представляет собой двухрядных концентрический венок. Основу конструкции составляют два концентрических кольца из дрота, на которые припаяна 16-ти конечная фигурная пластина (ковка, чеканка, резьба). Вокруг кольца центрального отверстия — подвижно-закрепленная игла, украшенная гравированными изображениями косого креста и стилизованной изогнутой ветви. На лицевой стороне пластины – восемь больших овальных лепестков, моделированных с помощью дрота, резьбы и чеканки. Основные горельефные фигуры композиции расположены в два кольцевых ряда. Малый ряд венка, окружающий центральное отверстие, построен на чередовании четырех горельефных металлических 12-ти лепестковых цветков с четырьмя красными вставками ограненного стекла, закрепленными в высоких кастах. Большой ряд опоясывает край основания фибулы; он состоит из конических фигур с округленными вершинами, украшенных стилизованными растительными узорами (наверху четырехлепестковая розетка), которые чередуются с красными стеклянными вставками, закрепленными в высоких кастах. Следует отметить, что подробное описание всех особенностей каждого элемента декора «лиственной фибулы» заняло бы несколько страниц, поэтому далее в аннотациях мы уделим особое внимание одному из вышеописанных элементов композиции. Местом рождения «лиственной» сакты считается Алсунга, особая область в Курземе, где проживает этноконфессиональная группа суйтов. Суйты – католическое латышское население Алсунгского края, которое по культуре, языку и традициям отличается от населения других регионов Латвии. Данная этноконфессиональная группа сформировалась в XVII–XVIII вв., после того как в 1623 г. властитель Алсунги Йохан Ульрих фон Шверин женился на польской аристократке Барбаре Конарской. Перед свадьбой жених перешел в католичество, а следом за ним веру господина должны были принять и его подданные. Под влиянием искусства барокко, светской и церковной культур католических стран Центральной Европы сформировался новый вид полихромной фибулы с горельефным и отчасти скульптурным металлическим орнаментом, которая в XIX–XX вв. стала местным этническим символом, предметом гордости суйтов. Показательно, что в XXI в. изображение «лиственной» сакты было включено в состав герба Алсунгского края.

Выставки:
Латышские сакты 2023