Вернуться
Альбомы

Латышские сакты

Дата:

09.10.2023

Серия:
Культура народов Балтики
Украшения
Костюм
Народ:

латыши

Авторы:

Засецкая М.Л., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики

В культуре каждого народа есть особые статусные вещи, которые призваны символизировать самобытность его истории и творческого духа.

Одним из таких феноменов в Латвии являются фибулы для наплечных покрывал XVII–XIX веков – сакты (sakta), не имеющие аналогов у других народов балтийского региона. Согласно древнебалтийской мифологии, первую сакту выковал небесный кузнец Калейс (Кalçjs) в подарок на свадьбу дочери солнца. Неразрывная связь сакты с другим сакральным предметом – наплечным покрывалом – «шерстяной волной», виллайне (villaine) усиливала священное значение обоих предметов, превращая их в национальные символы, дорогие для сердца каждого латыша.

Необходимо отметить, что художественные особенности латышской фибулы как своеобразного этнического украшения складывались в течение XV–XVIII веков, в период формирования самой латышской народности и латышского народного костюма.  

Оригинальные формы и орнаментальные композиции латышских сакт XVII – начала XX века из собрания Российского этнографического музея свидетельствуют о влиянии западноевропейских художественных стилей разных эпох на развитие местного ювелирного ремесла, о чем подробнее будет рассказано в аннотациях к конкретным памятникам. Необходимо отметить, что окончательно свой этнокультурный «образ» латышская сакта обрела в эпоху барокко. 

Присущие барокко пышность форм, насыщенность цветового решения, игру света и тени, динамизм композиции латышские ювелиры передавали с помощью полихромии, используя вставки из граненных красных и зеленых стекол, золочения главных декоративных мотивов на серебряном фоне, и чередование разновысотных элементов: плоскостного изображения, рельефа и горельефа.

Несмотря на определенную общность стилистики, обусловленную барокко, различные виды сакт, изготовленные в сельских центрах златоделия Видземе и Курземе, присущи свои неповторимые черты, которые закрепились в старинных народных названиях: «помолвочная сакта» (derību sakta), «сакта с пузырьками» (вurbuļsakta), «кучевые сакты» (čupu sakta). Последние так обозначались потому, что женщины Западной Латвии, носили покрывало, расположив его по диагонали и скрепляя на плече сразу тремя–девятью сактами. Количество пряжек, которые служили не только украшениями, но и древнейшими женскими оберегами, всегда было нечетным. Для усиления магических свойств сакты связывали между собой красной шерстяной тесьмой, и они возвышались на женском плече как небольшая пирамида.

Помимо высокохудожественных украшений, изготавливаемых в XVIII–XIX веках народными ювелирами, в начале альбома представлены предшественницы больших празднично-обрядовых сакт – маленькие круглые и сердцевидные фибулы, служившие застежками для мужских и женских рубах. Их форма и незамысловатый орнамент оставались неизменными на протяжении почти пяти столетий. Именно они в ХХ веке оказались востребованными молодыми художниками-дизайнерами для создания модных брошей в этническом стиле для повседневного городского костюма.