Экспонаты
Тханка с изображением гневного божества системы Калачакра. Буряты
Тханка с изображением гневного божества системы Калачакра. Буряты
Название
Тханка с изображением гневного божества системы Калачакра
Народ
Территория
Забайкальская область
Датировка
Конец XIX - начало ХХ в.
Организация
Музей народов СССР
Материал
Ткань: холст; ткань: шелк
Размер
Дл. - 157,0; шир. - 93,0;
Коллекция
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Коллекционный номер
РЭМ 8762-19715
Аннотация
Калачакра (санскр. колесо времени, тиб. Дуйнхор). – образ, символизирующий космологическую систему буддизма, основанную на представлении о бесконечно повторяющемся 60-летнем цикле, состоящим из пяти двенадцатилетних. Калачакра изображается гневным, в танцующей позе, он четырехликий, в короне, бедра опоясывает тигриная шкура. Калачакра танцует на фигурках людей, символизирующих врагов Дхармы (Учения) — страсть, ненависть, зависть, гордость, невежество, алчность. У него 12 пар рук, что соответствует 12-летнему животному циклу. Образ относится к одной из важнейших систем высшей тантры, к практике которой в прошлом допускались лишь немногие буддийские священнослужители, получившие специальное образование на тантрийских факультетах буддийских монастырей и прошедшие предварительные посвящения. Сейчас Его Святейшество Далай Лама XIV дает посвящение Калачакры по всему миру, в том числе и для небуддистов, что связано с идеей связи микро- и макрокосмоса, верой в то, что эта практика гармонизирует внешний и внутренний мир человека, оставляет благой отпечаток на будущих перерождениях и способствует достижению высшей цели буддиста – нирваны. Дуйнхор-хурал, богослужение, связанный с божеством Калачакра, совершается в 15 й день третьего месяца лунного календаря (апрель май) и является одним из самых важных праздников буддийского календаря. В подготовительный период благословляется место, на котором впоследствии из цветного песка строится мандала Калачакры. В основной период праздника в течение семи дней проводятся молебны, во время которых совершается приглашение божеств, выполняется практика их визуализаций, читаются восхваления, делаются подношения им. Особое значение в дни праздника придается чтению мантр. Тханки идама Калачакры считаются сильнейшими помощниками тем, кто нуждается в душевной и физической силе. В заключительном периоде совершается Жинсрег (подношение божествам с помощью огня, или огненная пуджа), мандала разрушается, а ее песок преподносится нагам – хозяевам воды. Это ритуальное действие направлено на очищение пространства от вредоносных сил. Автор аннотации: Романова С.В. Атрибуция: Ю.И. Елихиной
Выставки
"Буддизм в традиционной культуре народов России" г. Санкт-Петербург 2009