01.12.2025
латыши
В альбоме представлены гончарные изделия мастеров, которые вывели латгальскую керамику на международный уровень. Это А. Пауланс, П. Вилцанс, П. Чернявскис, С. Вилцанс и А. Ушпелис.
Самсонова Екатерина Генриховна, научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики
Латгальская керамика – народный промысел в Латгалии (Латгале), где производится большая часть керамической продукции Латвии. Изготовление керамики в этом регионе имеет давнюю традицию. Во второй половине XX века латгальская художественная керамика вышла далеко за пределы промысла местного значения. Она превратилась в уникальное явление культуры и вошла в фонд художественных ценностей. Самым крупным центром изготовления керамики в Латгале было селение Силаяни в Прейльском крае. В этих краях сформировались целые семьи гончаров, которые в прошлом веке дали миру много выдающихся мастеров-керамистов: Паулана, Ушпелиса, Вилцана, Чернявского и др. Также изделия из глины делали в поселке Андрупене, местечках Виляки и Лудзе. Своими мастерами славился город Резекне, где работали такие известные гончары, как: Вольдемар Вогулс, Виктор Панков, Анатолий Витушкин, Айвар Кисе, Виталий Кривошей, Язеф Дыбанин, Регина Кудле и Эрик Кудлис, Янина Грибусте и др.
Для латгальской керамики было характерно большое разнообразие форм, причем при изготовлении изделия сочетали работу на гончарном круге со свободной ручной лепкой. Декор изделий включал гравировку поверхности, поливу, иногда надписи, скульптурные изображения птиц и коней. Часто его выполняли способом налепа. Все изделия были яркими, в основном в них присутствовали зеленый, желтый и золотисто-коричневый цвета. Латгальская глазурь состояла из окиси свинца и кварцевого песка. Для получения коричневого тона использовали окись марганца и перманганат калия. Желтый тон давала окись железа (ржавчина, болотная ржавчина), а зеленый – оксидированная медь. Латгальская керамика развивалась в двух направлениях – практическом (бытовом), а с 1930-х годов – декоративном. Для традиционной керамики были характерны следующие виды изделий: горшки для приготовления пищи, хранения меда, фруктов; сосуды для хранения молока, масла и сметаны; посуда, предназначенная для переноски еды в поле; кувшины, кружки для пива и молока; подсвечники, настенные или настольные тарелки; наборы посуды, вазы, цветочные горшки. С 1930-х годов работы латгальских гончаров можно было увидеть не только на выставках в Латвии, но и за рубежом.
В собрании Российского этнографического музея хранится уникальное для России собрание латгальской керамики. Оно комплектовалось целенаправленно, все предметы имеют хорошую атрибуцию. Целенаправленный сбор латгальской керамики был предпринят в 1959 году Т.Т. Денисовой – заведующей отделом Прибалтики. Гончарные изделия были приобретены в Прейльском районе Латвийской ССР. В состав коллекции вошли кувшины, вазы, горшки, подсвечники, свистульки (159 №№). Впоследствии собрание музея пополнялось неоднократно. В 1973 году О.М. Фишман, сотрудник отдела Прибалтики, привезла еще несколько латгальских изделий из Даугавпилского района Латвийской ССР.
В альбоме представлены гончарные изделия мастеров, которые вывели латгальскую керамику на международный уровень. Это А. Пауланс, П. Вилцанс, П. Чернявскис, С. Вилцанс и А. Ушпелис.
А. Пауланс (30.11.1896–29.11.1973) родился в Латвии, в селе Шембели Силаянской волости Резекненского уезда. Потомственный гончар (его отец, Исидор Паулан, являлся мастером регионального уровня), для творчества которого характерны яркие, сочные цвета, вызывающие чувства радости и позитива. Выбор А. Паулансом гончарного промысла обусловливался еще и тем, что по сравнению с тяжелым крестьянским трудом так легче можно было заработать на жизнь.
В 1915 году Пауланс вступил в батальон латышских стрелков, но через два года был комиссован из-за полученного тяжелого ранения, после которого ослеп на один глаз. К 1918 году известность молодого керамиста распространилась не только за пределы Латгалии, но и Латвии. В 1931 и в 1937 годах его изделия экспонировались во Франции, где он был удостоен золотой медали и мирового признания. В 1958 году Андрей Пауланс был принят в Союз художников Латвийской ССР. В 1973 году мастер скончался и был похоронен на Фейманском кладбище. После его смерти мастерская гончара переехала в музей Райниса в городе Ясмуйже. В наши дни имя Андрей Пауланса остаётся одним из самых известных среди керамистов Латвии. В 1986 году керамическая студия в Резекне была переименована в Студию народного прикладного искусства им. Андрея Пауланса. Также память о великом мастере была увековечена в названии улицы в латгальском городе Прейли, его имени учреждена награда.
П. Вилцанс (29.01.1894-8.05.1969) родился в деревне Дуби Силаянской волости, Резекненского уезда в семье потомственных гончаров. Керамику гончаров из рода Вилцанс считали самой прочной и долговечной. После революции 1917 года Поликарп Вилцанс сражался на Восточном фронте против армии Колчака. Позже он переехал в Санкт-Петербург, где до 1921 года работал слесарем и токарем на металлургическом заводе, а затем вернулся в родную деревню и открыл собственную мастерскую. Вилцанс первым среди латгальских гончаров стал изготавливать сервизы. Вместе с А. Паулансом он совершенствовал технику создания подсвечников-канделябров. В 1937 году оба гончара получили золотую медаль на международной выставке в Париже, а в 1958 году П. Винцанлс был удостоен звания «Народный художник Латвийской ССР». 8 мая 1969 года мастер скончался и был похоронен на Антониевском кладбище в Силаяни (Прейльский край).
П. Чернявских (8.05.1923-25.01.1997) родился в деревне Юриши в Силаянской волости. Он был крестником и учеником Поликарпа Вилцанса. Мастер известен тем, что первым смог усовершенствовать технику нанесения глазури и декора на керамические изделия. В 1943 году Поликарп был призван в армию, позднее оказался в Курземском котле. Весной 1948 года он вернулся домой и вновь занялся гончарством. В 1959 году был принят в Союз художников Латвийской ССР. В 1996 году П. Чернявскис был награжден орденом Трех звезд (высшая гражданская награда в Латвии). Мастер скончался в 1997 году и был похоронен на кладбище в Прейле.
С. Вилцанс (23.09.1918–9.12.2001) являлся племянником Поликарпа Вилцанса. Он пошел по стопам дяди и стал не менее знаменитым керамистом Латгалии. Станислав родился в деревне Дубе. С 1935 года уже имел свою мастерскую, где занимался гончарным делом. В 1957 году Вилцанс переехал в город Даугавпилс, где трудился гончаром в садово-парковом хозяйстве, а в свободное время создавал керамические изделия для души. С 1971 по 1991 год работал в творческом объединении «Дайльраде». В 1983 году С. Вилцанс был принят в Союз художников Латвии. Благодаря ему в городе Даугавпилсе появилась студия «Латгале», в которой поддерживали и развивали стиль силаянских гончаров. В 1985 года студия была удостоена звания «Народная студия прикладного искусства». Изделия Вилцанса экспонировались в Париже, Москве, Риге и Португалии. Мастер ушел из жизни 9 декабря 2001 года и был похоронен в Даугавпилсе.
А. Ушпелис (14.08.1946–26.08.2015) также был потомственным гончаром. Этим ремеслом занимался его прадед Донат – деревенский гончар. Ушпелисы – уникальный род в Латвии, представители которого на протяжении шести поколений занимались гончарством. Свою профессиональную деятельность Антон начал в деревне Дубе Силаянской области. В возрасте 22 лет ему была присвоена квалификация «народный мастер изящных искусств», а в 1970 году он был принят в Союз художников Латвиийской ССР. За свою профессиональную жизнь он принял участие более чем в 100 выставках. В последние годы жизни А. Ушпелис создал серию блюд, на которых были изображены портреты знаменитых латгальских гончаров, внесших значительный вклад в популяризацию керамики Силаяне. Антон Ушпелис ушёл из жизни 26 августа 2015 года и был похоронен на родовом кладбище Ушпелисов «Антонишки».
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
