Сем Т.Ю.
Семиотика шаманских атрибутов из коллекции Российского этнографического музея по культуре забайкальских орочонов // Этнографический музей как феномен культуры: Материалы Двадцатых Санкт-Петербургских этнографических чтений.— СПб.: РЭМ, 2021. С. 65-70.
В докладе исследуется семиотика шаманских предметов – ритуального костюма и атрибутов шамана – на основе коллекций Российского этнографического музея, привезенных собирателем Д.К. Головачевым с р. Нерчи Забайкальской обл. Для анализа культуры орочонов Забайкалья применяется герменевтический и семиотический методы. Вещи взяты собирателем с арангаса – деревянного сруба на сваях, расположенного над могилой шамана. В комплекс шаманских вещей входили: одежда из ровдуги лося (кафтан, два нагрудника, круглая шапка с широкой лентой, прикрывающей спину и обувь), железный головной убор «корона», бубен с колотушкой, жезл, связка из шести масок и два амулета. Исходя из семиотики шаманского костюма, он принадлежал шаману высшего посвящения, способного камлать в три мира Вселенной – Верхний, Средний и Нижний – с лечебной и промысловой целями, а также для проводов души умершего в мир мертвых. Костюм уникален своим декоративным оформлением – наличием железных и костяных подвесок. В целом костюм символизировал птицу и зверя (птицу-оленя, либо птицу, либо медведя) и характеризовал высшую категорию шамана-тигра. Надпись на колокольчике позволяет датировать костюм 1817 г. В заключении автор приходит к выводу, что на формирование шаманского костюма забайкальских эвенков повлияли амурские орочоны.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.