Вернуться
9 из 31
Просмотрено 9 из 31
Гальнбек Иван Андреевич
Гальнбек Иван Андреевич
ФИО
Гальнбек Иван Андреевич
Биография
Гальнбек Иван Андреевич (Иоганнес Леопольд) (нем. Johannes Leopold Gahlnbäck (Gahlnbeck) (1855–1934) – петербургский архитектор и художник-дизайнер, ученый-реставратор, коллекционер, знаток эстонской этнографии и искусства. Он родился в 1855 г. в семье пастора прихода Пюха (эст. Püha) на острове Эзель (Сааремаа) Лифляндской губернии, окончил Аренсбургскую (г. Куресааре) гимназию, поступил на архитектурное отделение Балтийского Политехникума в Риге. В 1875–1879 гг. продолжил образование на архитектурном отделении Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1876 г. служил в лейб-гвардии Финляндского полка, принимал участие в русско-турецкой войне (1877–1878), был ранен, награжден знаком отличия военного ордена Св. Георгия IV степени. Впоследствии получил также орден Владимира IV степени. По завершении образования И.А. Гальнбек получил звание классного художника III степени по архитектуре и предпринял в 1879–1881 гг. путешествие по Европе (Германия, Голландия, Италия) для изучения архитектуры и искусства. По возвращению в Петербург в 1881 г. был назначен старшим библиотекарем Училища технического рисования барона А.Л. фон Штиглица, а в 1882 г. начал преподавательскую деятельность – преподавал рисование, читал лекции, создавал учебные материалы. Благодаря его деятельности по комплектованию библиотечного фонда, библиотека Училища стала одним из богатейших в России хранилищем книг по декоративно-прикладному искусству. И.А. Гальнбеком была проделана огромная работа по систематизации и каталогизации библиотечных фондов. В 1904 г. по инициативе выпускников и преподавателей Училища было создано Русское художественно-промышленное общество, председателем которого Гальнбек был с 1904 по 1908 г. В 1906–1907 гг. И.А. Гальнбек в качестве корреспондента Этнографического отдела Русского музея императора Александра III занимался этнографическими исследованиями на территории Западной Эстонии и на островах Эзель (Сааремаа), Даго (Хийума) и Мон (Муху). В собранных им в более чем 10 приходах Лифляндской губернии коллекциях насчитывается 725 предметов, в них представлены одежда, утварь, женские серебряные украшения, музыкальные инструменты (колл. № 880, 881, 882, 883,884,885, 887, 888, 889, 890, 891, 892, 893, 1055, 1254, 1257 ). Уникальны комплексы праздничной и ритуальной, в том числе траурной, женской одежды; украшенные росписью и резьбой свадебные пивные кружки и короба, многие из которых датированы второй половиной XVIII в., некоторые имеют знаки собственности владельца. Комплектованию столь редкостного, тематически разностороннего и полноценного с источниковедческой позиции собрания способствовало глубокое знание И.Л. Гальнбеком местной жизни и традиционной культуры, рядом с которой прошло его детство. В 1924 г. исследователь пожертвовал музею коллекцию образцов эстонских кружев с о. Кихну (21 предмет – колл. № 4365). В процессе своих этнографических исследований он делал зарисовки предметов и орнаментов, которые снабжены подробными комментариями на эстонском и немецком языках. В настоящее время эти обширные материалы хранятся в архиве Российского этнографического музея –– 2038 листов записей, рисунков, фотографий (82 архивных дела). Многолетнее увлечение историей оловянного производства в России (с 1905 г.) сделало И.А. Гальнбека крупным специалистом по истории оловянного дела и реставрации изделий из этого металла. Его методика борьбы с «оловянной чумой» – разрушением металла в результате изменения его свойств под воздействием окружающей среды – не утратила актуальности и сегодня. С 1918 г. он являлся хранителем оловянных художественных изделий в Эрмитаже и экспертом Комитета по охране памятников старины и искусства. С 1921 г. работал заведующим отдела металла в Институте археологической технологии при Академии истории материальной культуры, преподавал рисование в Топографическом училище. С 1923 по 1929 г. являлся сотрудником Отделения рисунков и гравюр Государственного Русского музея. Он был привлечен к работе как крупный специалист по составлению предметно-систематических карточных указателей, а также как консультант историко-бытового отдела Русского музея по вопросам эстонской и финской этнографии. И .А. Гальнбек был востребован как художник-дизайнер и архитектор; по его проектам построен ряд зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Научные интересы И.А. Гальнбека были разнообразны: история архитектуры, материаловедение, история эстонского и финского народов. Изучая прикладное искусство, он занимался коллекционированием изделий из дерева, металла, кружева, фарфора. Большая часть этой коллекции находится ныне в собрании Отдела истории русской культуры Эрмитажа. В 1917 г., находясь в сложном экономическом положении, И.А. Гальнбек продал более 1700 предметов народного эстонского быта из своего личного собрания Эстонскому Национальному музею (Тарту). Таким образом, благодаря его экспедиционно-собирательской деятельности, уникальная культура островных эстонцев ХVIII–нач. ХХ в. представлена в настоящее время в этнографических музеях Санкт-Петербурга и Тарту. В 1930 г. И.А. Гальнбек был арестован по обвинению в контрреволюционной буржуазно-националистической деятельности. В 1931 г. сроком на 3 года он был лишен права проживания в Ленинградской и Московской областях, в Республике немцев Поволжья. В 1934 г. Гальнбек вернулся в Ленинград, где скончался 11 октября того же года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. Публикации Гальнбек И.А. Краткое руководство к систематическому классному преподаванию рисования со стенными таблицами и объяснительным текстом для употребления в общеобразовательных мужских и женских заведениях и в специальных школах. СПб.: тип. Э. Гоппе, 1887. 16 с. Гальнбек И.А. Роспись главным изданиям по гончарному производству в Библиотеке при Центральном Училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург: типо-лит. Р. Голике, 1898. 15 с. Гальнбек И.А. Изделия из олова и оловянная чума // Очистка и сохранение металлических предметов древности. Ч. 4. Материалы по методологии археологической технологий, издаваемые Институтом Археологической технологии. Вып. 9. Л.: Государственная Академия Истории Материальной Культуры, 1927. 32 с. Гальнбек И. А. О технике золоченых изображений на Лихачевских вратах в Государственном русском музее // Материалы по русскому искусству. Т. 1. Л.,1928. С. 22–31. Gahlnbäck J. Zinn und Zinngiesser in Finnland // Suomen Muinaismuistoyhdistys. Helsingfors, 1925. 136 lk. Gahlnbäck J. Zinn und Zinngiesser in Liv-, Est- und Kurland. Hansischer Geschichtsverein, 1929. // Quellen und Darstellungen zur hansischen Geschichte. Neue Volge. Bd. VII. Lübeck, 1929. 295 s. Gahlnbäck J. Zinnpest // Antiquitaten-Zeitung. Stuttgard, 1924. 32. S. 139–140 Gahlnbäck J.L. Russisches Zinn. Zinn und Zinngiesser in Moskau. Leipzig: Karl W. Hiersemann, 1928. 216 s. Библиография Гусева Н.И. А. Гальнбек – Stilkunst в России // Пинакотека. № 10–11. 1991. С. 110 – 114 Засецкая М.Л. Временная выставка: И.А. Гальнбек – исследователь эстонской этнографии» // Музей. Традиции. Этничность. 2013. № 1 (3). С. 106–118. Засецкая М.Л. И.А. Гальнбек – остзейский немец и русский просветитель конца XIX – XX века // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада: Шестые междунар. Шёгреновские чтения: Сборник статей / Сост. и науч. ред. С.Б. Коренева, О.М. Фишман. СПб.: Европейский Дом, 2014. С. 355–367/ Кудрявцева Т. Иван Гальнбек и русский стиль в корниловском фарфоре // Пинакотека. № 10–11. 1991. С. 115–121 Косарева М.Н. И.А. Гальнбек – коллекционер, ученый, архитектор // Судьбы музейных коллекций: Материалы VII Царскосельской науч. конф. СПб., 2001. С. 318–324. Моисеенко Е.Ю. Бисерные изделия из коллекции И.А. Гальнбека и Ф.М. Плюшкина: Каталог выставки. СПб., 1997 Усова О. В. Служение красоте: история уникальной библиотеки // Библиотечное дело. № 11 (23). 2004. С. 36–39 URL.: http://www.bibliograf.ru/issues/2004/11/36/22/
Вольтер Эдуард Александрович
Гречкин Александр Александрович