Караимы. Женский костюм. Середина XIX века. Таврическая губерния
Караимы : караимы крымские
Костюм, женский
Культура народов Кавказа и Крыма
В Восточной Европе присутствуют две исторические общности караимов – тракайская и крымская; обе они связаны по происхождению с Крымским полуостровом. Диалог о происхождении караимов Крыма имеет перманентный характер. В нем сталкиваются две историко-генетические позиции: одна связывает этногенез караимов с миром неортодоксального иудаизма, другая – с наследием одной из раннетюркских империй – Хазарского каганата. Бесспорно, сложение бытовой культуры караимов связано с крымской землей и тем временем, когда уже были заложены оба момента их начальной этнической истории. В эпоху Крымского ханства караимы сформировались как местная конфессиональная этнопрофессиональная группа Крымской полиэтнической общности, ориентированная на занятия садоводством, ремеслом, торговлю, военную и государственную службу. С XIV века на протяжении нескольких столетий караимы Крыма жили в крепостном комплексе Чуфут-Кале. В российское время такая ограниченность была нарушена. Важно, что с эпохи российского императора Николая I караимы были освобождены от некоторых ограничений, налагавшихся в России на приверженцев иудаизма. Это поспособствовало развитию профессиональных качеств группы, включению караимов в промышленно-торговую и интеллектуальную элиту государства. К концу XIX века мужская одежда караимов сменилась на европейский костюм, тогда как женская сохраняла этнический колорит. Традиционный костюм караимок воспринял богатые традиции Османской империи и Крымского ханства, Ближнего Востока, воспроизводя в своей структуре основные элементы восточного костюма. Это многослойность, присутствие нательной и верхней одежды, шаровар, раздельной поясной одежды; подчеркивание талии поясом, множество декора: вышивки, аппликации, плетения, а также обязательное ношение головного убора. Цветовая палитра костюма была весьма насыщенна: в ней широко присутствовали алый, вишневый, зеленый, синий, фиолетовый, белый цвета. Такой костюм хранился и передавался из поколения в поколение. Обильно декорировались вышивкой и кружевом части костюма, укрывавшие наиболее уязвимые для сглаза части тела. Техники и материалы вышивки, сложные композиции воспроизводили традиции Дамаска, Багдада, Иерусалима. Получила известность прическа караимских девушек, включавшая до ста мелких косичек; женщины заплетали две косы и спускали их по спине. Волосы прикрывали бархатными, шелковыми головными уборами, украшенными жемчугом, монетами, в том числе турецкими золотыми. Состоятельные женщины носили головные уборы с вышитыми жемчугом звездами и лунницей, со свисающими кистями из жемчуга и изумрудов, драгоценных камней и золотых подвеcок. Различалась одежда для дома и выхода на улицу, подразумевавшая накидку типа мантии. В праздничный костюм входили налобные повязки с изречениями на древнееврейском или арабском языках. Обязательным украшением даже небогатой женщины было монисто. Нарядный традиционный костюм имела каждая караимка, девушкам из бедных семей монисто дарили родственники на свадьбу.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.