Вернуться
Экспонаты

Караимы. Женский костюм. Середина XIX века. Таврическая губерния. Караимы : караимы крымские

Название:

Караимы. Женский костюм. Середина XIX века. Таврическая губерния

Народ:

Караимы : караимы крымские

Темы:

Костюм, женский

Коллекция:

Культура народов Кавказа и Крыма

Аннотация:

В Восточной Европе присутствуют две исторические общности караимов – тракайская и крымская; обе они связаны по происхождению с Крымским полуостровом. Диалог о происхождении караимов Крыма имеет перманентный характер. В нем сталкиваются две историко-генетические позиции: одна связывает этногенез караимов с миром неортодоксального иудаизма, другая – с наследием одной из раннетюркских империй – Хазарского каганата. Бесспорно, сложение бытовой культуры караимов связано с крымской землей и тем временем, когда уже были заложены оба момента их начальной этнической истории. В эпоху Крымского ханства караимы сформировались как местная конфессиональная этнопрофессиональная группа Крымской полиэтнической общности, ориентированная на занятия садоводством, ремеслом, торговлю, военную и государственную службу. С XIV века на протяжении нескольких столетий караимы Крыма жили в крепостном комплексе Чуфут-Кале. В российское время такая ограниченность была нарушена. Важно, что с эпохи российского императора Николая I караимы были освобождены от некоторых ограничений, налагавшихся в России на приверженцев иудаизма. Это поспособствовало развитию профессиональных качеств группы, включению караимов в промышленно-торговую и интеллектуальную элиту государства. К концу XIX века мужская одежда караимов сменилась на европейский костюм, тогда как женская сохраняла этнический колорит. Традиционный костюм караимок воспринял богатые традиции Османской империи и Крымского ханства, Ближнего Востока, воспроизводя в своей структуре основные элементы восточного костюма. Это многослойность, присутствие нательной и верхней одежды, шаровар, раздельной поясной одежды; подчеркивание талии поясом, множество декора: вышивки, аппликации, плетения, а также обязательное ношение головного убора. Цветовая палитра костюма была весьма насыщенна: в ней широко присутствовали алый, вишневый, зеленый, синий, фиолетовый, белый цвета. Такой костюм хранился и передавался из поколения в поколение. Обильно декорировались вышивкой и кружевом части костюма, укрывавшие наиболее уязвимые для сглаза части тела. Техники и материалы вышивки, сложные композиции воспроизводили традиции Дамаска, Багдада, Иерусалима. Получила известность прическа караимских девушек, включавшая до ста мелких косичек; женщины заплетали две косы и спускали их по спине. Волосы прикрывали бархатными, шелковыми головными уборами, украшенными жемчугом, монетами, в том числе турецкими золотыми. Состоятельные женщины носили головные уборы с вышитыми жемчугом звездами и лунницей, со свисающими кистями из жемчуга и изумрудов, драгоценных камней и золотых подвеcок. Различалась одежда для дома и выхода на улицу, подразумевавшая накидку типа мантии. В праздничный костюм входили налобные повязки с изречениями на древнееврейском или арабском языках. Обязательным украшением даже небогатой женщины было монисто. Нарядный традиционный костюм имела каждая караимка, девушкам из бедных семей монисто дарили родственники на свадьбу.