Экспонаты
Скульптурная группа «Перекочёвка». Чукчи
Скульптурная группа «Перекочёвка». Чукчи
Название
Скульптурная группа «Перекочёвка»
Народ
Территория по музейной документации
Чукотский автономный округ
Датировка
Собиратель
Тишков Валерий Александрович
Автор
Сейгутегин Иван Иванович (1939-2010)
Тынатваль Галина (1930-2007)
Темы
Ремесло. Животные материалы, косторезное
Материал
Материалы животного происхождения: зуб: клык (морж – Odobenus rosmarus); металл; специфические материалы (леска)
Размер
подставка: дл.- 68 см. и 72,3 см., шир.-6,4 см.; олени: дл. - 6 см., выс.-3 см.; выс. фигурки: женская впереди аргиша - 7 см., сидящая на нарте - 3 см., ребёнок - 2 см.; выс. фигурки пастуха - 6 см.; дл. собаки с хвостом - 4см.
Коллекция
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Коллекционный номер
Описание
Многофигурная скульптурная композиция малой формы, изображающая перекочёвку оленеводов на новое место, вырезана из белого клыка моржа и закреплена при помощи металлических штырьков на подставке из целого обработанного клыка моржа с четырьмя короткими ножками из того же материала. На узкой части клыка - подставки изображена фигурка шагающей женщины в меховой одежде (комбинезоне с густой опушкой по вороту, с небольшим квадратным нагрудником, капорообразной шапке, обуви с высоким голенищем, рукавицах), которая ведёт олений обоз (аргиш). Левой приподнятой рукой она держит погонялку остриём вверх, а правой, опущенной вниз, - ремень, прикреплённый к упряжи первой пары ездовых оленей, запряжённых в ездовую дугокопыльную нарту с плоским настилом (сиденьем) и невысоким решётчатым бортом сзади. На передней части нарты сидит женщина в такой же меховой одежде и держит правой рукой вожжу, прикреплённую к недоуздку правого передового ездового оленя. Левая вытянутая вперёд нога сидящей женщины находится на настиле, а правая, согнутая в колене, – с правой стороны нарты. За спиной женщины, около борта, сидит маленький ребёнок в меховом комбинезоне с капюшоном, на котором сохранены уши оленя и небольшим нагрудником, на ногах - короткая обувь. С левой стороны к ездовой нарте привязан третий олень с грузовой дугокопыльной нартой, на которой лежит большой овальной формы груз, перевязанный ремнем. К этой грузовой нарте слева привязан четвёртый олень с такой же нартой и таким же грузом. К нарте четвёртого оленя, справа, привязан пятый олень с небольшой нартой, на которой ремнями привязаны шесты от каркасного переносного жилища яранги (короткие: 1 - из двух шестов, 2 - треноги, 5 -длинные – от верха). К нарте пятого оленя, так же справа привязан шестой олень с такой же нартой и с такими же шестами (7 – от треног, 4 - длинные). В конце аргиша мужчина в меховой одежде (кухлянке подпоясанной ремнём, штанах, капорообразной шапке и короткой обуви), с двумя погонялками в руках направляет движение четырех оленей без упряжи. Ему помогает лающая рядом оленегонная собака. Черты лица (глаза, нос, рот) у женщин, мужчины, ребёнка, волосы на голове у женщин, глаза и ноздри у оленей, ремни для перевязки груза на нартах обозначены плоскорельефной резьбой. Для недоуздков, упряжи и ремней у оленей резчик использовал прозрачную леску. Съёмные рога у всех оленей вырезаны из белого клыка моржа. Фигурки скульптурной композиции хорошо отполированы. На узких, длинных боковых сторонах клыка - подставки нанесён цветной, гравированный сюжетный рисунок: 1) на внутренне стороне: мужчина в меховой кухлянке с капюшоном едет среди сопок на упряжке из двух ездовых оленей (в руках - погонялка с наконечником); охотник в меховой одежде (кухлянке с капюшоном, штанах, короткой обуви) с ружьём за спиной и посохом в руках идёт на охоту; перекочёвка оленеводов: впереди женщина в меховой одежде (комбинезоне, кухлянке с капюшоном, обуви с высоким голенищем) опирается левой рукой на посох, а правой ведёт на ремне двух бегущих оленей первой упряжки с ездовыми нартами, на которых сидит женщина с ребёнком (погонялкой в правой руке она управляет оленями); к ездовой нарте привязан бегущих олень с детской нартой, за ним - два оленя с грузовыми нартами (груз овальной формы перевязан ремнями); далее - два оленя с маленьким нартами на которых привязаны шесты от яранги; в конце аргиша - мужчина в меховой одежде (кухлянке, шапке, штанах, короткой обуви, рукавицах) с посохом в руках подгоняет, идущих за аргишем восемь оленей без упряжи, рядом с ним оленегонная собака; 2) на внешней стороне: стойбище оленеводов из трёх яранг и пяти нарт (детской и четырёх с грузом), женщина (в кухлянке с капюшоном, комбинезоне и обуви) подходит с ребёнком к последней яранге; мужчина (в кухлянке, шапке, штанах и короткой обуви) стоит рядом двумя ярангами и смотрит в сторону подъезжающего к стойбищу оленевода на упряжке из двух оленей; в конце клыка - пастух сидит на камне и наблюдает за стадом домашних оленей (9 – пасутся среди сопок, четверо - отдыхают лежа на снегу; слева от пастуха - белый заяц, убегающий в тундру. На верхней части подставки сделана надпись: «Вениамину Эммануиловичу Дымшицу в память о пребывании в г. Магадане г. Магадан 17.08.68 г.». Работа выполнена в 1968 году в с. Уэлен известными мастерами косторезами: Заслуженными художниками РФ, Лауреатами премии им. И.Е. Репина резчиком Иваном Сейгутегиным и гравёром Галиной Тынатваль, о чём свидетельствует гравированная с чернением надпись на пластине, прикреплённой металлическими гвоздиками к срезу клыка - подставки: «Мастер Сейгутегин И. гр-вка Тынатваль Г. с. Уэлен 1968 .»
Альбомы
Коллекция РЭМ 13153. Скульптура из клыка моржа. Чукчи