Экспонаты
Скульптурная группа «Собачья упряжка». Чукчи
Скульптурная группа «Собачья упряжка». Чукчи
Название
Скульптурная группа «Собачья упряжка»
Народ
Территория по музейной документации
Чукотский автономный округ
Датировка
Собиратель
Тишков Валерий Александрович
Автор
Вуквутагин (1898-1968)
Темы
Украшения; Ремесло. Животные материалы, косторезное
Материал
Материалы животного происхождения: зуб: клык (морж – Odobenus rosmarus); волокна: животного происхождения: ус; металл; краска: сажа
Размер
дл. клыка подставки (с двух сторон) – 54,2 и 55 см., шир. наб. на срезе – 6 см., фигурка медведя: дл. наиб.- 7 см., выс. наб.-3 см.; фигурка моржа: дл.- 6 см., выс. наиб.-4,5 см., собачки: дл. с хвостами – 4 см., выс. наиб -1,5 см., нарта: дл. наиб.-11 см., фигурки каюра и женщины: выс.- 3,5 см., фигурка охотника: выс.- 5 см., нерпа: дл. наиб.-5 см
Коллекция
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Коллекционный номер
Описание
Скульптурная многофигурная композиция малой формы, изображающая передвижение коренных жителей Чукотки на собачьей упряжке, вырезана из клыка моржа кремового цвета и закреплена при помощи металлических штырьков на подставке из целого клыка моржа. Клык - подставка опирается на три ножки: столбообразную, круглую в сечение, в виде фигурки белого медведя и фигурки моржа. Медведь изображён шагающим, с толстыми ногами, заканчивающимися округлыми лапами, с коротким хвостом, с сильно вытянутым туловищем, длинной шеей, вытянутой вперёд и повернутой влево опущенной головой с маленькими ушами. Резьбой, гравировкой и сверлением на морде животного обозначена раскрытая пасть с четырьмя передними клыками, глаза, ноздри и когти на лапах. Глаза, ноздри и когти для большей выразительности окрашены в чёрный цвет сажей (способом втирания). Морж изображен сидящим в статичной позе, с широко расставленными по бокам передними и прижатыми к туловищу короткими задними ластами. Небольшая голова животного на широкой шее, с большими направленными вниз передними клыками высоко поднята и повёрнута в правую сторону. Глаза, ноздри, когти на ластах (по 4 - на передних, по 1 -на задних) обозначены неглубокими отверстиями и окрашены в чёрный цвет сажей способом втирания. Основой многофигурной композиции на клыке-подставке является упряжка из восьми, запряжённых попарно бегущих ездовых собак с раскрытыми пастями. На собачках одета упряжь грудного типа с двумя перемычками и каждая пара животных соединена между собой постромками. От последней пары отходит потяг, закреплённый на передке прямокопыльной нарты с передней дугой. Вся упряжь на собачках и ремни упряжки сделаны из усов кита. В центральной части верхом на нарте сидит мужчина - каюр в меховой одежде (кухлянке с капюшоном и нагрудником, штанах, короткой обуви, рукавицах), придерживающийся левой рукой за центральную, вертикальную дугу. В правой руке он держит остол (из тонкой косточки), необходимый при управлении упряжкой во время передвижения. Перед ним на нарте лежит полуовальной формы груз, перевязанный ремнями из уса кита. Спиной к каюру сидит женщина в меховой одежде - кухлянке с капюшоном и нагрудников, комбинезоне, меховой обуви с высоким голенищем; на руках – рукавицы. Вслед за нартами идёт охотник в меховой одежде – кухлянке с капюшоном, штанах и короткой обуви. На охотнике карабин из уса кита - приспособление для транспортировки добытой нерпы. Охотник опирается на длинный посох, который он держит в левой руке. Около правой ноги охотника в технике высокого барельефа вырезано ружье в чехле с охотничьей сумочкой. На каждой, узкой, боковой стороне клыка - подставке плоскорельефной резьбой изображены сцены из жизни приморских чукчей: 1)двое мужчин в кухлянке с капюшоном подъезжают на упряжке из восьми собак к посёлку, где рядом с двумя ярангами на настилах с вертикально установленными опорами из челюстей китов сушатся кожаные лодки – байдарки; 2) один охотник с ружьем в ледяных торосах на берегу, где сидит морж, готовится добыть плавающую в море нерпу; другой охотник, в меховой кухлянке с капюшоном и меховых штанах с посохом в руках и ружьем в чехле за спиной, возвращается домой, к ярангам установленным у подножия сопок.; рядом с ярангами на вешалах сушится шкура белого медведя. Работа выполнена в 1947 году, о чём свидетельствует обозначенная гравировкой с чернением дата на пластине, закреплённой шестью металлическими штырьками на срезе клака - подставки: «1947». работа выполнена резчиком Вуквутагиным, членом Союза художников СССР, заслуженным художником РСФСР.
Альбомы
Коллекция РЭМ 13153. Скульптура из клыка моржа. Чукчи