Экспонаты
Скульптурная группа «Оленья упряжка». Чукчи
Скульптурная группа «Оленья упряжка». Чукчи
Название
Скульптурная группа «Оленья упряжка»
Народ
Территория по музейной документации
Чукотский автономный округ
Датировка
Собиратель
Тишков Валерий Александрович
Автор
Номемтэ
Темы
Украшения; Ремесло. Животные материалы, косторезное
Материал
Материалы животного происхождения: зуб: клык (морж – Odobenus rosmarus); специфические материалы (леска); краска: сажа
Размер
подставка: дл. - 44см., шир. наиб. на срезе- 5,3 см.; олени: дл. правого (передового) - 8,3 см., левого – 8 см., третьего – 8,9 см.; выс. наиб. правого и левого – 3,5 см; третьего-3,8 см.; выс. сидящее женщины- 4,5 см.; собачка: дл.-3,5 см., выс.- 2 см.
Коллекция
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Коллекционный номер
Описание
Скульптурная многофигурная композиция малой формы, изображающая передвижение женщины на оленьей упряжке из двух ездовых оленей, вырезана из клыка моржа кремового цвета и закреплена при помощи металлических штырьков на подставке из целого клыка моржа с четырьмя ножками из того же материала. Фигурка женщины в традиционной меховой одежде (кухлянке с капюшоном и нагрудником, комбинезоне, обуви с высоким голенищем) закреплена на плоском сиденье из пластины моржового клыка в центральной части женской ездовой прямокопыльной нарты таким образом, что её ноги расположены по обеим сторонам нарты. Впереди на сиденье лежит перевязанный ремнём копальгын - национальная пища из коричневой нижней часть туши моржа с ластами и мясом внутри. При помощи вожжей из прозрачной лески женщина управляет ездовыми оленями. Одна вожжа проходит справа и закреплена на недоуздке из того же материала, одетого на голову правого (передового) оленя, другая проходит между оленями и также закреплена на недоуздке левого оленя. Вокруг туловища около лопаток и шеи одеты две лямки из лески, соединённые между собой куском лески, проходящей между ног оленя. К лямкам из лески привязаны тяжи из того материала, закреплённые другим концом к передней части нарты. В неглубокие отверстия на головах оленей, между заострёнными ушами, вставлены съёмные рога из клыка срезе клыка-подставки: «Чукотка с. Уэллэн мастер Номемтэ 1942 г.»моржа, направленные короткими ветвями вперёд, длинными – назад и вверх. Олени изображены в движение: у передового оленя правые (передняя и задняя) ноги впереди, левая передняя согнута в колене и как левая задняя - направлена назад, у второго оленя – левые ноги впереди (задняя согнута в колене), правая передняя согнута в колене и задняя - направлена назад. К нарте сзади леской, символизирующей ремень, привязан третий бегущий олень с одетым недоуздком и лямками из такой же лески. Правые ноги у него впереди, а левые согнуты в коленям и направлены назад. Рядом с нартой, справа, при помощи металлических штырьков закреплена фигурка бегущей оленегонной собачки с приподнятой вверх головой, короткими ушами и пушистым, изогнутым влево хвостом. У оленей резьбой обозначена приоткрытая пасть, углублениями – глаза и ноздри, у собачки - гравировкой – рот, углублениями – глаза и ноздри. На лице женщины рельефом обозначен широкий нос, круглые глаза со зрачком, приоткрытый широкий рот, округлые выступающие скулы и зачёсанные на пробор волосы на голове. Рот у собачки, глаза и ноздри у женщины, оленей и собачки окрашены черной краской из сажи способом втирания. На боковых, гладких сторонах клыка-подставки гравировкой с чернением изображены сцены из жизни оленеводов: 1) три яранги – каркасное переносное жилище, две грузовые нарты, пастух в меховой одежде с капюшоном, штанах и короткой обуви, с нартой на ремне и с приспособлением типа бумеранга для и отбора двух ездовых оленей из четырёх, находящихся около сопок; 2) ряд сопок, оленевод на нарте в упряжке из двух оленей подъезжающий к стойбищу их трёх яранг; рядом с ярангами - нарта с закрытым сзади верхом для перевозки маленьких детей. Работа выполнена в 1942 г. резчиком Номемтэ, что подтверждается гравированной с чернением надписью на
Альбомы
Коллекция РЭМ 13153. Скульптура из клыка моржа. Чукчи