Вернуться
Браслет с кольцами. Таджики
Браслет с кольцами. Таджики
Название
Браслет с кольцами
Народ
Территория по музейной документации
Таджикистан
Датировка
Первая половина ХХ века
Собиратель
Воробьева Нина Сергеевна
Темы
Украшения
Материал
Припой; стекло; серебро
Техника
Металлообработка: пайка; металлообработка: зернь; металлообработка: чернение; металлообработка: гравирование; металлообработка: гибка
Размер
Длина изделия наибольшая 18 см; высота бляшки 2,5 см, ширина бляшки наиб. 3 см; правое кольцо: диам. внутр. шинки 1,7 см, шир наиб шинки 0,9 см, шир наим шинки 4 мм; высота щитка 1 см, ширина щитка 1 см; среднее кольцо: диам. внутр. шинки 1,9 см, шир шинки 4 мм; диаметр щитка 1,8 см; левое кольцо: диам. внутр. шинки 1,9 см, шир. наиб шинки 0,95 см, шир. наим шинки 4 мм; высота щитка 1,5 см, ширина щитка (в узкой части) 0,6 см.
Коллекция
Культура народов Средней Азии и Казахстана
Коллекционный номер
Описание
Браслет серебряный с кольцами - украшение сложносоставное на запястье и кисть руки. Браслет представляет собой две пары цепочек плетения «петля в петлю», одна из которых соединена колечком, другая – колечком с крючком, служащим застежкой. Нижние звенья цепочек продеты в колечки, которые свободно крепятся к четырем петлям, припаянным к верхней части фигурной бляшки. Бляшка в виде трилистника с тремя вставками цветного неграненого стекла (две красные и одна темно - фиолетовая) и тремя мелкими вставками смальты голубого цвета в низких кастах листовидной формы. Стеклянные вставки обрамлены шариками ложной зерни, подчеркивающими форму листа. К бляшке припаяно девять петель. К двум боковым петлям фигурной пластины свободно крепятся два колечка, к каждому – по паре монет на припаянных петлях: 15 копеек 1906 г, 15 копеек 1925 г (слева), и 15 копеек 1906 г, 10 копеек 1929 г (справа)*. К трем петлям нижней части свободно крепятся три колечка с цепочками (аналогичными вышеописанным). Каждая цепочка заканчивается колечком, к которому при помощи припаянной петли свободно закреплено кольцо. Правое кольцо: шинка замкнутая, пластинчатая, профилированная, расширяется к щитку, желобок шинки запатинирован. Щиток плоский, подквадратной формы, с усеченными углами, с гравированным растительным узором – цветок с четырьмя лепестками. Контур цветка подчеркнут углублением с чернением. Среднее кольцо: шинка замкнутая, узкая, профилированная. Верхушка круглая в виде низкой полусферы. В центре верхушки вставка красного неграненого стекла в плоском круглом касте, в обрамлении пояска зерни. По краю верхушки в кастах листовидной формы из филигранной проволоки закреплено шесть вставок смальты голубого цвета. Между ними гравированный узор в виде шести удлиненных листьев. На ребро верхушки напаяна филигранная проволока. Левое кольцо: шинка разомкнутая, форма аналогична первой. Верхушка плоская, овальная с фестончатым краем, с двумя вырезанными полукруглыми сегментами по боковым сторонам.. В центре верхушки небольшая вставка из красного неграненого стекла в низком касте из филигранной проволоки. На верхней и нижней части верхушки - гравированный растительный узор, оконтуренный углублением с чернением. Эта вещь была приобретена владелицей в начале 90-х гг XX в. в мастерской ювелира под г. Душанбе. Центральная бляшка старой бухарской работы (см. Д.А. Фахретдинова. Ювелирное искусство Узбекистана. С.147). Кольца с цепочками более новые, работы этого мастера. Для таджикской культуры такое украшение представляет новое явление. Тип браслетов, соединенных цепочками с кольцами характерен для казахского комплекса ювелирных украшений. Однако, в данном случае, уместнее поискать аналогии южнее Таджикистана, в Афганистане, этнически и культурно близком таджикам. В Северном Афганистане проживает много таджиков, основную массу городских ремесленников – ювелиров до недавнего времени составляли именно таджики и оседлые узбеки (сарты). Такой тип украшений встречается именно на этой территории. Отсутствие информации из Таджикистана последние 20 лет не позволяет сделать определенных выводов. Трудно сказать, прижилась ли мода на такие украшения или эта вещь осталась единичной. Тема присутствия афганского влияния в Средней Азии не нова. В начале XX в. в Самарканд приехали мастера из Афганистана. В результате местное ювелирное дело обогатилось – появилась литье изделий (см. выше: №3 украшение нашейное – тавк).
Альбомы
Коллекция РЭМ 13039. Украшения. Таджики