Экспонаты
Подседельник на верхового коня. Туркмены; туркмены: йомуды
Подседельник на верхового коня. Туркмены; туркмены: йомуды
Название
Подседельник на верхового коня
Народ
Туркмены; туркмены: йомуды
Территория
Туркменская ССР, Ташаузская область, Куня-Ургенчский район
Датировка
вторая половина 1980-х гг.
Собиратель
Рачковский Ю. А.
Темы
Средства передвижения и транспортировки
Материал
Волокна (войлок); нити: животного происхождения: шерстяные
Размер
Дл. - 107,0; шир. - 92,0
Коллекция
Культура народов Средней Азии и Казахстана
Коллекционный номер
Описание
«Дерлик», «ичерги»- подседельник на верхового коня из войлока прямоугольной формы со скруглёнными верхними углами. Изготовлен в технике вкатанного узора. По краю – загзагообразная обшивка шерстяной нитью - «ит дени», т.е. «зуб собаки». На лицевой стороне на белом фоне вкатанный узор (красители искусственные). Орнамент ( «чиянли нагыш», «узор чиян»; чиян- вид растения, произрастающего в Туркмении) и его композиция: в центре- вертикальная полоса из чередующихся чёрных и белых подпрямоугольных малых фигур ( «аладжа», т.е. «пёстрое»), от которой отходят красные рогообразные завитки ( «гочок», т.е. «рога барана»). Узор заключён в рамку, совпадающую по форме с абрисом подседельника. Рамка из двух кайм, между которыми волнообразный узор ( «сары чиян», т.е. «жёлтый чиян»). Последний из двух половин- зелёной «яшыл», расположенной ближе у центру подседельника и красной «гызыл». В месте соприкосновения половин узора- сплошная оранжевая линия. Каждая из кайм, обрамляющих волнообразный узор из трёх элементов: двух сплошных линий ( «чызык», т.е. «черта, линия»), между которыми полосы из чередующихся подпрямоугольных малых фигур ( «аладжа», т.е. «пёстрое»). Ближе к краю подседельника- две красные линии, между которыми чёрные и белые фигуры; ближе к центру две зелёные линии, между которыми чёрные и оранжевые фигуры. При седловке лошади подседельник (или несколько) клали непосредственно на спину лошади и фиксировали подпругой «чеки». Наличие на потнике вкатанного узора, по информации собирателя, свидетельствует об использовании его по торжественным случаям. При этом узоры «гочок» и «аладжа» играли роль оберегов, призванных защитить коня и всадника от сглаза «гёз демек»
Выставки
Туркмены. В гармонии с красным г. Санкт-Петербург 2021-2022