Вернуться
Экспонаты

Халат женский «амири». Нанайцы

Название:

Халат женский «амири»

Этническое название:

амири

Народ:

Нанайцы

Территория по музейной документации:

река Анюй, Уссурийский край, сел. Найхин

Датировка:

кон. XIX – нач. ХХ в.

Материал:

Кожа кеты - Oncorhynchus keta, краска

Размер:

Выс. - 105,0; шир. по подолу. - 110,0; шир. – 57,0; дл. рук. – 46,0

Коллекционный номер:

РЭМ 1871-22

Аннотация:

Халат женский «амири» сшит из кожи кеты; покрой кимоно. Спинка декорирована аппликацией из кожи амура с нанесенным синей и красной краской орнаментом в виде стилизованных изображений головы медведя и птичек. Ворот, плечи, обшлага рукавов, край левой полы и подол украшены полосами с нарисованным криволинейным орнаментом. Рукава на уровне плеч и спинка декорированы симметричным орнаментом в виде стилизованных изображений мифологических персонажей – духа-прародительницы, духа-предка, птичек, символизирующих зародыши душ детей и др. Фигура мужчины в целом встроена в зооморфную личину тигра с открытой пастью. Образ тигра был связан с персонажем нанайской мифологии — Ерхий мерген— шаманским божеством, посредником трех миров Вселенной, он же является божеством плодородия, хозяином погоды и растительности. Тигр— ипостась самого божества либо его ездовое животное. Женские фигуры изображали богиню— прародительницу людей, которая в мифологии нанайцев считалась хозяйкой древа жизни— ивы –Омоси мама или хранительницей душ детей, богиней плодородия Майдя мама. В фольклоре же она— белая шаманка, хозяйка леса и зверей, вступала в брачную связь с охотниками и дарила им за это промысловую удачу. Голова женской фигуры обозначена кругом с двумя белыми лепестками растения вверху, что свидетельствует о растительно-антропоморфной природе женского божества. На туловище фигур обозначены две точки, символизирующие груди или крест (последний— солярный знак или знак четырех сторон света). Богиня являлась хозяйкой солнечного дерева жизни. Лоно женщины-прародительницы имеет сердцевидное очертание со спиральными завитками с обеих сторон и изображением птицы-зародыша внутри утробы. Кроме того, из её лона выходит фигура ребенка, что создает в целом образ роженицы. Внизу лона женщины-прародительницы изображен фоновый орнаментальный узор в виде зооморфной личины— символом рождения деревом-женщиной, прародительницей, хозяйкой плодородия. ребенка-зверя. Судя по изображению, этот зверь— тигр, что свидетельствует о сохранении тотемистических представлений в свадебной обрядности нанайцев. Этот свадебный халат имеет разрезы по бокам и орнамент черного цвета в виде антропоморфно-растительного узора, символизирующего богиню прародительницу, богиню плодородия, хозяйку древа жизни. Она представляет собой фигуру с головой в виде трилистника, тулова в форме сердцевидного узора с двумя. точками, изображающими груди, и лона в форме двух завитков, с туровидной фигурой с двумя точками в центре, по бокам которой изображены две рыбки-зародыша с лепестками на концах. Халат из рыбьей кожи относится к наиболее архаичному типу плечевой одежды в костюме нанайцев. В холодное время года женщины надевали несколько халатов один на другой. Нанайские невесты вне зависимо от времени года надевали чаще всего пять, а зажиточные и более праздничных богато орнаментированных халатов. Источник: Т. Ю. Cем. Образы богов плодородия в орнаментах на праздничной одежде нанайцев // Орнаментика в артефактах традиционных культур: Материалы Пятнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений.— СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2016.

Выставки:
В гармонии с природой (Экоматериалы в одежде народов Евразии) 2022 г.
Мир удэхе глазами В.К. Арсеньева г. Хабаровск, г. Владивосток 2014
Вышедшие из воды. Рыбья кожа в культуре народов Дальнего Востока: от прошлого к современности г. Санкт-Петербург 2019-2020
Темы:

Костюм, одежда

Коллекция:

Культура народов Сибири и Дальнего Востока