Вернуться
Экспонаты

Халат женский. Нанайцы

Название:

Халат женский

Народ:

Нанайцы

Территория по музейной документации:

Дондон, река

Датировка:

кон. XIX - нач. ХХ вв.

Материал:

Рыбья кожа, металл

Размер:

Дл. спины - 101,0; дл. подола - 218,0

Собиратель:
Жирнов А. А.
Коллекционный номер:

РЭМ 4218-1

Аннотация:

На праздничном халате, сшитом из рыбьей кожи, в верхней части спинки имеется синий орнамент из мужских и женских фигур небесных божеств. Фигура женщины-прародительницы изображена с птицей на голове, держащей в клюве зародыш и двумя птицами со спиральными хвостами с обеих сторон туловища. Это означает, что богиня являлась прародительницей людей, хозяйкой их зародышей и имела синкретический образ женщины-птицы. Ее тело— это прямая линия, без головы, с двумя спиральными завитками, обозначающими груди, и лоном в виде ромба, дополненного скобообразным орнаментом. Обычно, женская фигура прародительницы изображается внизу, но в данной композиции халата этот образ связан с птицами, небом и творением мира. Другой образ женщины на том же халате изображен внизу спинки, а мужчина вверху. Фигура женщины, прародительницы-роженицы, выглядит уже по-другому. У неё ромбовидное туловище, с двумя грудями в виде спиралей, направленных навстречу друг другу, голова в форме трилистника, руки— завитки с растительными узорами (последнее— знак связи женщины-богини с древом жизни). Она представляет, как мы полагаем, хозяйку растительности. В фольклоре нанайцев эта богиня считалась белой шаманкой, жила в лесу и являлась хозяйкой зверей, поэтому она изображалась внизу. Бедра, ноги и гениталии женской фигуры изображены в виде больших парных спиралей, обращенных внутрь. Из лона женщины-прародительницы выходит фигура ребенка с завитками листьев, что придает женской фигуре образ роженицы. Боковые части орнаментальной розетки роженицы выполнены в виде пары спиралей с растительными ответвлениями. В нижней части орнаментики— голова тигра. Согласно мифологии нанайцев, женщины некоторых нанайских родов имели брачную связь с тиграми и рождали от них детей. Изображение тела матери-прародительницы в виде двух взаимовогнутых спиралей, символизирующих змей, имеет широкие евразийско-американские аналоги и восходит к архетипам жизни и смерти палеолитического человека. В данной композиции мирового древа с прародителями также изображены два зародыша вверху, два в центре и один внизу, в лоне матери, что свидетельствует о зарождении жизни на трех уровнях мира. Источник: Т. Ю. Cем. Образы богов плодородия в орнаментах на праздничной одежде нанайцев // Орнаментика в артефактах традиционных культур: Материалы Пятнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений.— СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2016.

Выставки:
Образы народов России. К 400-летию Дома Романовых г. Санкт-Петербург 2013-2014
Вышедшие из воды. Рыбья кожа в культуре народов Дальнего Востока: от прошлого к современности г. Санкт-Петербург 2019-2020
Коллекция:

Культура народов Сибири и Дальнего Востока