Женское нагрудное украшение «хайкел» (термин арабо-иранского происхождения, означающий «амулет, памятник, идол»). Его основа – «тумарша», прямоугольная в сечении призма (футляр), закрывающаяся с двух сторон фигурными крышечками с небольшими втулками. В этом футляре хранились «дуа» – написанные муллой молитвы-заговоры. На верхней поверхности футляра припаяны две петли для крепления длинной полосы ткани или тесьмы, образующей петлю для ношения украшения на шее. Верхняя часть украшения – «хайкел бас» (голова хайкела), представляет собой фигурную пластину, припаянную к верхней части футляра. Это семантически важная часть украшения, в форме которой обязательно присутствует изображение загнутых рогов «кошкарша» (двойные рога). К нижнему краю пластины припаяны небольшие петли для крепления сетки/бахромы «шашак» – системы переплетенных между собой вертикальных и горизонтальных цепочек с несколькими рядами штампованных квадратных, круглых и листовидных бляшек, бубенчиков, куполков. Хайкел украшен овальными вставками сердолика.
В системе каракалпакских народных представлений, связанных с жизнью и здоровьем женщины, хайкелу отводилось важное место. Имел значение сам материал предмета, так как вера в очистительную силу серебра была широко распространена в регионе. Сакральное значение имели также камни, в частности, столь популярный в каракалпакских украшениях сердолик. Сильна была вера в магическую защиту молитв, вложенных в футляр.
Амулетницы такой формы имели самое широкое распространение у разных народов региона.