Вернуться
2 из 10
Просмотрено 2 из 10
Головной убор женский полотенчатый. Марийцы: марийцы горные
Головной убор женский полотенчатый. Марийцы: марийцы горные
Название
Головной убор женский полотенчатый
Народ
Марийцы: марийцы горные
Территория по музейной документации
Казанская губерния, Козьмодемьянский уезд, дер. Озерки
Датировка
кон. XIX в. – нач. XX в.
Собиратель
Крюкова Татьяна Александровна
Темы
Костюм, головные уборы
Материал
Ткань: холст; нити: животного происхождения: шерстяные; ткань: хлопчатобумажная; нити: животного происхождения: шерстяные; нити: животного происхождения: шелковые; нити: растительные: хлопчатобумажные; стекло (бисер); ткань: сутаж; ткань: тесьма; специфические материалы: пластмасса (пуговицы)
Техника
Обработка текстиля: ткачество; обработка текстиля: вышивание
Размер
Дл. - 222,0 см, шир. - 21,5 см
Коллекция
Культура народов Поволжья и Приуралья
Коллекционный номер
Аннотация
Женский полотенчатый головной убор прямоугольной формы из холста домашнего производства. Назначение: свадебный головной убор. Головной убор декорирован двусторонней вышивкой шелковыми, шерстяными и хлопчатобумажными нитями в техниках роспись, прямая счетная гладь, крест, петельный шов. На концах головного убора пришита ткань с нашитыми поверх декоративными тесьмами фабричного и домашнего производства, а также сеткой из прозрачного бисера. На одном конце пришиты две пуговицы, на другом – петли из синей и черной лент, заложенные в форме бантов. Декор на концах головного убора идентичный. Орнамент вышивки геометрический, композиция ленточная. По периметру головного убора располагаются пять рядов обметочного шва, а также бордюр вышивки, в раппорте которого ромбические фигуры. Контур узора выполнен черной шерстяной нитью, фон заполнен красной шелковой нитью. По внутреннему краю бордюра проходит узкая полоса вышивки, составленная из повторяющихся вилкообразных фигур. На концах головного убора располагается основной орнамент: организация ритмическая, ориентация горизонтальная. Посредине расположена прямоугольная полоса, центральная часть которой выполнена чередованием нитей разных цветов; сверху и снизу обрамлена ломаной линией с включением ромбов, соединенных попарно. Вся композиция построена зеркально симметрично относительно оси, проходящей через середину центрального узора. Сверху и снизу от центральной части узора симметрично расположены узкие полосы вышивки, выполненные в виде повторяющихся знаков: ломаной линии, крестов, вилкообразных фигур с переносом относительно оси симметрии, чередования косых крестов и углов. Полосы разных цветов, симметричны относительно друг друга. Верхняя часть орнамента представляет собой ленту, состоящую из ломаной линии, на которой расположены фигуры в виде перечеркнутого косым крестом ромба: на одном конце головного убора 7 фигур, на другом –8. На одном из концов головного убора посредине центральной полосы вышивки с изнанки привязана короткая розовая шерстяная нить. Названия узоров: верхняя часть – йöрем («выкладка снопов из овина»); чередование крестов и углов – шайтан шур («рога улитки»); центральный узор – урмаш («овраг»); вилкообразные фигуры с переносом – äптäн ял («петушиная нога»); крест – шектермä (вышивка в виде креста). Собиратель: Т.А. Крюкова, приобретен в 1938 г.
Головной убор женский полотенчатый, кон. XIX в. – нач. XX в.
Головной убор женский полотенчатый, кон. XIX в. – нач. XX в.