Экспонаты
Пелерина. Русские
Пелерина. Русские
Название
Пелерина
Народ
Территория
Европейская часть РСФСР
Датировка
Собиратель
Шабельская Наталья Леонидовна
Коллекция
Культура русского народа
Коллекционный номер
Аннотация
Входила в праздничный девичий костюм. В севернорусской традиции долго сохранялся один из архаичных типов нагрудной одежды – епанча́. Это распашная короткая (до талии или чуть ниже), широкая, круглая накидка без рукавов и без прорезей для них. В старину ее носили и женщины, и мужчины. Одно из названий этой одежды «япончи́ца» встречается в «Слове о полку Игореве» (предположительно конец XII века): «ортьмами и япончицами, и кожухы начаша мосты мостить». Название епанча́ встречается и в Домострое (XVI век). В старину епанчи шили из войлока или сукна и первоначально использовали как дорожную одежду, предохраняющую от холода, ветра и дождя, поэтому текстильную основу пропитывали олифой. Неслучайно значительно позже, в армии при Суворове, теплая епанча вновь стала походной одеждой солдат и офицеров. В связи с этим показательно, что по утверждении 8 марта 1730 года новых гербов для полковых знамен эта одежда была запечатлена в гербе на знамени Рязанского пехотного полка. Так на гербе изображен русский князь в зеленых платье и шапке с собольей опушкой, в красных епанче и сапогах, с мечом и ножнами в руках. Через полвека, во время утверждения в 1779 году рисунков гербов Рязанского наместничества, этот образ князя в епанче был одобрен императрицей Екатериной II для герба города Рязань. В конце XVII века на Руси епанча из самых дорогих тканей, с драгоценной застежкой под подбородком, стала восприниматься как торжественная придворная одежда. Епанчу украшали обшивкой из камки, а также пуговицами и нашивками – поперечными полосками – по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы. В подоле епанча могла достигать семи аршин – около 5 м. Объем материала для этой одежды нашел отражение в пословице о хвастливом человеке: «Пчелы по овце, крылья по епанче, с поносу летят, заборы трещат!» В народной среде выработалось устойчивое словосочетание жучки в епане́чках, обозначающее девиц. Действительно, этот вид нагрудной одежды, имеющий такую длительную историю бытования, во второй половине XIX века стал преимущественно частью девичьего костюма. В это время бытовали такие варианты названий епане́чка, епанца́ или епанчи́ца, а сама эта одежда встречалась в Архангельской и Вологодской губерниях, а также в некоторых местностях в Сибири. В эскизах Ф. Г. Солнцева для издания «Древности Российского государства» запечатлены костюмы с епане́чками, характерные для тверской традиции. Севернорусские зажиточные крестьянки шили епане́чки из самых дорогих фабричных тканей (парчи разных видов: золотой или с шелковым фоном; полупарчи, бархата, штофного и другого шелка). В Сибири эту одежду изготовляли из меха разных пушных животных – белки, куницы или соболя. При крое ткань набирали так, чтобы получился круг, нередко с косыми клиньями, при этом на спинке собирали ткань в сборки или закладывали в складки, которые обычно фиксировали с помощью тесьмы с изнаночной стороны; затем делали вырез для ворота и прямой нагрудный разрез до самого подола. Иногда формировали невысокий воротник стоечкой. Получалась накидка типа пелерины: распашная, длиной около 70–90 см, с завязками на шее в виде длинных шелковых лент. Для скрепления пол могли употреблять также металлические крючки и броши со стеклянными вставками. Епане́чки зачастую изготовляли с прокладкой из ваты. Декорировали эту нагрудную одежду по краям ворота, пол и подолу бахромой или кружевом из золотной нити; иногда употребляли также шелковые ленты контрастного цвета. В качестве декоративной детали вокруг ворота со стоячим воротничком могли пришить довольно широкий волан из ткани. Одним из распространенных видов отделки епане́чки является опушка мехом. Эта нагрудная одежда на Русском Севере представляла собой не только деталь праздничного девичьего наряда. В Архангельской губернии она входила в состав свадебного наряда, ее набрасывали на плечи невесте и завязывали на шее. В контексте свадебного обряда особенно важна была защитная роль одежды, для чего епане́чка, с ее надежным покровом, закрывающим всю верхнюю часть тела вместе с руками, подходила как нельзя кстати. В Сибири меховые епане́чки были частью не только девичьего, но и женского костюма.
Выставки
«Русская сказка (народная культура в оперных и балетных постановках сказочных сюжетов)» (название рабочее) Италия