Экспонаты
Тиски для зажима досок при строительстве судов. Латыши
Тиски для зажима досок при строительстве судов. Латыши
Название
Тиски для зажима досок при строительстве судов
Народ
Территория по музейной документации
Латвия, Лимбажский район, с/совет Салацгрива, хутор Зелткални
Датировка
Темы
Ремесло. Дерево/растительные материалы, судостроение
Материал
Техника
Обработка дерева: строгание; обработка дерева: долбление
Размер
Дл. колод - 59,4; дл. бруска - 41,3; дл. клина - 7,5
Коллекция
Культура народов Северо-Запада и Прибалтики
Коллекционный номер
Аннотация
«Laivu spile» (латышск.) – тиски для зажима досок при строительстве судов. Состоят из двух массивных деревянных колод, стесанных по краям. В центре каждой колоды сквозное отверстие, куда вставлен поперечный брус с утолщением на одном конце. Несколько ближе к противоположному концу в брус вдет деревянный клин. Тиски раздвигаются на расстояние, ограниченное клином и утолщением. В ХIХ в. на всем побережье Балтийского моря активно развивалось строительство парусных судов. Ряд законов, принятых в Российской империи, способствовал судостроению и судоходству в Прибалтийском крае (Эстляндской и Лифляндской губерниях). Мореплаватели могли строить суда для собственных нужд и перевозки грузов, однако должны были предоставлять точные сведения о каждом судне длиной более 8,5 м. – кто его построил, в каком имении, кому принадлежит корабль. В Латвии 1850-х–1930-х гг. зафиксировано более 50 площадок, где строились суда – Рига, Лиепая, Вентспилс, Салацгрива и др. Однако корабли, изготовленные на этих верфях, были недоступны для крестьянства по причине их дороговизны. Развитие крестьянского судостроения в балтийских губерниях связано с именем латышского фольклориста и просветителя Кришьяниса Валдемарса. В конце 1850-х гг. он привлек внимание российского правительства к эстонскому и латышскому крестьянству; при его непосредственном участии было создано 10 мореходных училищ в Латвии, крестьяне начали сами изготовлять парусники для выхода в открытое море. В зависимости от размера парусника в работе участвовало от 15 до 30 человек. Строительства судна начиналось с изготовления модели или полумодели будущего корабля. Древесину для судна заготовляли зимой, когда в стволах деревьев было меньше всего сока. В качестве основного материала использовалась сосна, для отдельных деталей – дуб. Бревна распиливались на доски, которые затем выгибались и прикреплялись к каркасу. Верхняя кромка каждой установленной доски накрывалась нижним краем следующей. Для зажима досок при нашивке использовались тиски (струбцины).
Выставки
Топор всему делу голова г. Санкт-Петербург 2012
Балтика на перекрестке культур г. Санкт-Петербург 2021-2022