Вернуться
Экспонаты

Тиски для зажима досок при строительстве судов. Латыши

Название:

Тиски для зажима досок при строительстве судов

Народ:

Латыши

Территория по музейной документации:

Латвия, Лимбажский район, хутор Зелткални, Салацгрива с/совет

Датировка:

кон. XIX в.

Темы:

Ремесло. Дерево/растительные материалы, судостроение

Материал:

Дерево

Техника:

Обработка дерева: строгание; обработка дерева: долбление

Размер:

Дл. колод - 59,4; дл. бруска - 41,3; дл. клина - 7,5

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Коллекционный номер:

РЭМ 8382-35

Аннотация:

«Laivu spile» (латышск.) – тиски для зажима досок при строительстве судов. Состоят из двух массивных деревянных колод, стесанных по краям. В центре каждой колоды сквозное отверстие, куда вставлен поперечный брус с утолщением на одном конце. Несколько ближе к противоположному концу в брус вдет деревянный клин. Тиски раздвигаются на расстояние, ограниченное клином и утолщением. В ХIХ в. на всем побережье Балтийского моря активно развивалось строительство парусных судов. Ряд законов, принятых в Российской империи, способствовал судостроению и судоходству в Прибалтийском крае (Эстляндской и Лифляндской губерниях). Мореплаватели могли строить суда для собственных нужд и перевозки грузов, однако должны были предоставлять точные сведения о каждом судне длиной более 8,5 м. – кто его построил, в каком имении, кому принадлежит корабль. В Латвии 1850-х–1930-х гг. зафиксировано более 50 площадок, где строились суда – Рига, Лиепая, Вентспилс, Салацгрива и др. Однако корабли, изготовленные на этих верфях, были недоступны для крестьянства по причине их дороговизны. Развитие крестьянского судостроения в балтийских губерниях связано с именем латышского фольклориста и просветителя Кришьяниса Валдемарса. В конце 1850-х гг. он привлек внимание российского правительства к эстонскому и латышскому крестьянству; при его непосредственном участии было создано 10 мореходных училищ в Латвии, крестьяне начали сами изготовлять парусники для выхода в открытое море. В зависимости от размера парусника в работе участвовало от 15 до 30 человек. Строительства судна начиналось с изготовления модели или полумодели будущего корабля. Древесину для судна заготовляли зимой, когда в стволах деревьев было меньше всего сока. В качестве основного материала использовалась сосна, для отдельных деталей – дуб. Бревна распиливались на доски, которые затем выгибались и прикреплялись к каркасу. Верхняя кромка каждой установленной доски накрывалась нижним краем следующей. Для зажима досок при нашивке использовались тиски (струбцины).

Выставки:
Топор всему делу голова г. Санкт-Петербург 2012
Балтика на перекрестке культур г. Санкт-Петербург 2021-2022