У таджиков горных областей лицевая занавеска «рубанд» являлась обязательным элементом женского свадебного костюма и выполняла функцию скрывания невесты в период ее ритуального перехода в другую социальную группу. Новобрачная надевала «рубанд» в комплексе с несколькими платками – это был магический защитный покров при ее переезде в дом жениха. Невеста пребывала под покровом «рубанд» вплоть до проведения обряда «смотрения лица», который выполнялся в день приезда или несколько позже. Когда особый участник обряда поднимал занавеску с лица новобрачной, родные жениха, поочередно оглядывая ее лик, одаривали молодую.
Рубанд имел вышитый декор, выполнявшийся некрученым шелком, причем только одним видом шва – разновидностью прямой счетной глади «сиях дузи». Орнаментальная композиция вышивки имела определенный канон: в центре изображалось древо с парой предстоящих птиц, а вокруг – звездчатые фигуры и стилизованные изображения петухов, либо павлинов. Птица в контексте свадебного атрибута может трактоваться как символ оплодотворяющего начала.