Кафтан шаманки
шамашик
Эвенки
кон. XIX - нач. ХХ вв.
Стекло; кожа: натуральная; металл; ткань: хлопчатобумажная; нити: шерстяные: волос; мех (олень); нити: хлопчатобумажные; нити: шелковые
Дл.: спереди - 87,0; сзади - 119,0; размах рукавов - 76,0
РЭМ 8762-19244
Музей народов СССР
Украшенная полоса на спине и рукавах, углах подола — по мнению информатора М. Г. Левина кузнеца П. Ф. Тулбукова — означает оперение на крыльях и хвосте кузнеца П. Ф. Тулбукова — означает оперение на крыльях и хвосте кафтана,— как перья птицы, длинная бахрома, свисающая вниз от линии талии,— хвост. В целом, данный шаманский костюм, по данным М. Г. Левина, символизировал мифологическую птицу Гаро, образ которой принимала шаманка Чильчагирского рода во время камлания в верхний и нижний миры Вселенной. Шаманский костюм включает разнообразные подвески. По подолу кафтана пришито 9 пар маленьких металлических маскеток, изображающих хомоконов — родовых предков. По сообщению М. Г. Левина, у северобайкальских эвенков словом «хомокон» назывались личины, вырезавшиеся на деревьях, которые должны были способствовать удачной охоте. Личины означали умерших предков. К рукавицам на рукавах кафтана крепились жестяные изображения лап медведя Манги, духа-предка, покровителя шамана, помощника при посещении нижнего мира. К спинке кафтана, у ворота, и на уровне лопаток прикреплены три лягушки эрэки, сделанные из материи, набитой оленьим волосом; глаза и рот обозначены бусинами. В мифологии монголоязычных народов, тувинцев и забайкальских эвенков, лягушка является помощницей творца земли, она поддерживает на своих лапах землю среди водного пространства. Ниже на спине кафтана расположена замшевая полоса, к которой прикреплены три пучка матерчатых и меховых полос, изображающих, по данным собирателя, змей. Одни разновидности были сшиты из меха светлого и коричневого цветов, имели две головы и два хвоста и назывались забдар. Подобные змеи длиной несколько метров использовались большими шаманами у эвенков-чильчагиров во время камлания в шаманском чуме, ими же обматывались его стенки. На туловище змеи наносили красной краской изображения людей и животных. Как объясняли шаманы, эта гигантская змея олицетворяла собой землю дунда. Вторая разновидность змей изображалась в виде толстых матерчатых жгутов, набитых шерстью оленя, и называлась кулин. По мифологическим представлениям верхнеамурских эвенков-орочонов, змея кулин считалась опорой земли в океане. На спине кафтана под ровдужной полосой и змеями привязана металлическая дуга с оленьими рогами на концах — аркалан с подвесками, изображающими: 1) лося токи; 2) утку гоичан; 3) мифологического мамонта сэли, имеющего туловище и хвост рыбы и голову с рогами оленя; 4) рыбу игжир; 5) небо в виде двух жестяных квадратных подвесок. Сем Т.Ю. Ритуальный костюм эвенкийской шаманки Одокон из Прибайкалья (по материалам тунгусской экспедиции 1927 года) // Вещь в трансляции этничности: Материалы Семнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2018. С. 44-49.
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.