Вернуться
Экспедиции

Экспедиция на Чукотку, 1987

Название экспедиции:

Экспедиция на Чукотку

Даты работ:

1987

Народ:

чукчи; русские; украинцы

Территория по музейной документации:

Чукотский национальный округ, Иультинский район, пос. Эгвекинот, г. Анадырь, пос. Ванкарем, пос. Амгуэма

Темы:

Народное искусство, архитектура (зодчество); Животноводство, собаководство; Жилище (поселения и постройки), жилище; Праздники и обряды, семейные (жизненного цикла), погребально-поминальные; Животноводство, оленеводство; Воспитание и обучение детей, внесемейное, школьное

Участники экспедиции:
Горбачева Валентина Владимировна (Заведующая Отделом этнографии Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук)
Историческая справка:

В августе-сентябре 1987 г. автором была осуществлена этнографическая командировка в Иультинский р-н Магаданской обл. Основными ее задачами были: сбор вещевого и фотоиллюстративного материала по культуре амгуэмских чукчей для фондов ГМЭ народов СССР. Вместе с тем, значительное внимание уделялось изучению особенностей традиционной культуры, изменений в хозяйственном и культурно-бытовом укладе коренного населения, процессов, происходящих в этом р-не. Иультинский р-н — один из важных промышленных р-нов Магаданской обл. — был образован в 1954 г. в связи с разработкой крупнейшего в стране Иультинского месторождения олова и вольфрама. Численность населения р-на в 1987 г. составляла 14,5 тыс. человек. В основном это приезжее население, проживающее в крупных поселках городского типа — Эгвекинот (районный центр), Иультин, Озерный и Восточный. Коренного населения р-на — всего 1600 человек. Основная часть коренного населения (около 1500 человек) — чукчи амгуэмской группы, проживающие в поселках Ванкарем, Нутепельмен, Амгуэма и Конергино. В поселке Уэлькаль проживает около 130 эскимосов чаплинской группы. По данным похозяйственных книг Ванкаремского, Нутепельменского, Амгуэмского сельсоветов, у чукчей амгуэмской группы преобладают однонациональные браки. В последние десятилетия получили распространение и смешанные браки — как с представителями коренного населения (эскимосами, эвенками), так и пришлым населением. Однако опросные данные свидетельствуют о том, что браки с приезжим населением очень неустойчивые. Национальность детей в смешанных браках определяется по линии матери. Коренное население Иультинского р-на двуязычно. Большинство детей знает нацинональный язык пассивно. На территории р-на расположено 2 оленеводческих совхоза — «Полярник» (центральная усадьба п. Амгуэма) и «Возрождение» (центральная усадьба п. Конергино). Созданы они в кон. 1960-х гг. В состав совхоза «Полярник» вошли 3 колхоза — «Полярник», «Товарищ», (п. Ванкарем) и «Нутепельмен» (п. Нутепельмен), в состав совхоза «Возрождение» — колхозы «Возрождение» и «Угляткан» (п. Уэлькалб). В совхозе «Полярник» в настоящее время 11 оленеводческих бригад (27400 голов оленей), которые работают по коллективному подряду. В совхозе «Возрождение» — 6 оленеводческих бригад (свыше 16 тыс. оленей). В то время, как оленеводство является в настоящее время высокорентабельной отраслью, оснащенной современной техникой и достижениями науки, охотничье-промысловая отрасль находится в состоянии упадка. Охотой на пушного зверя, морским зверобойным промыслом и рыболовством занято население п. Ванкарем, Нутепельмен — отделения совхоза «Полярник» и Уэлькаль — отделение совхоза «Возрождение». Значительные изменения произошли в быте коренного населения Иультинского р-на, особенно у чукчей амгуэмской группы, проживающих в п. Амгуэма и Конергино. Здесь развернуто строительство блочных 3-этажных домов типа «Арктика» с современной планировкой и всеми удобствами, характерными для городского быта. В условиях Крайнего Севера дома такого типа имеют свои недостатки. В поселках Ванкарем, Нутепельмен и Уэлькаль проблема улучшения быта не решена. Для них характерно преобладание деревянных 1—2-квартирных домов без каких-либо удобств. Переход к оседлости и существенное повышение уровня жизни способствовали постепенной утрате у большинства населения Амгуэма и Конергино традиционных элементов культуры. Они сохраняются только в среде людей старшего поколения, проживающих в поселках, и у населения тундры, непосредственно занятого в оленеводстве. Особенно устойчиво сохраняются традиционные элементы в духовной культуре (осенний оленеводческий праздник, зафиксированный в конце 40-х гг. В. Г. Кузнецовой, частично погребальный обряд, ношение амулетов-оберегов, архаичные представления о мире, причинах болезни и смерти). Дальнейшее развитие промышленности в районе, строительство Амгуэмской ГЭС и связанное с этим затопление значительной площади пастбищных угодий совхоза «Полярник» несомненно отразится на оленеводстве, материальной и духовной культуре амгуэмских чукчей. В.В. Горбачева. Новое и традиционное в современной культуре амгуэмских чукчей // Полевые исследования ГМЭ народов СССР. 1985-1987 гг. Тезисы докладов научной сессии. Л., 1989.

Экспонаты экспедиции