Вернуться
Экспедиции

Экспедиция в Калининскую область, 1984

Название экспедиции:

Экспедиция в Калининскую область

Даты работ:

1984

Народ:

карелы; русские

Территория по музейной документации:

Калининская область, Краснохолмский район, Весьегонский район, сел. Романовское, сел. Чистая Дубрава

Темы:

Жилище (поселения и постройки), жилище; Жилище (поселения и постройки), архитектурные и декоративные наружные элементы; Ремесло. Текстиль, прядильное; Костюм, головные уборы; Костюм, женский

Участники экспедиции:
Историческая справка:

Изучение верхневолжских карел — компактной этнической общности, сложившейся на территории б. Тверской губ. в результате массового переселения ХVII в. из Приладожья — имеет длительную историю, основные этапы которой совпадают с этапами становления и развития финно-угроведения и объективно характеризуют особенности методологии и методики, прежде всего, лингвистических, этнографических, исторических, и, в меньшей степени, фольклорных изысканий с конца ХХ в. по сегодняшний день. Основополагающий характер, на наш взгляд, носят выводы и наблюдения лингвистов, обобщая которые можно утверждать, что локальные подгруппы верхневолжских карел сформировались из полиэтничного переселенческого массива прибалтийско-финского (карелы, ижоры, весь, финны?) и русского населения. Подтверждения тому обнаружены историками при анализе пофамильных списков мест исхода и новопоселения, а этнографами — при изучении традиционного орнамента, одежды, ткачества, вышивки и утвари. Попытка комплексного изучения культуры верхневолжских карел определила ее многослойность, а дифференциация общих, региональных, локальных и этнических традиций обнаружила факты их образования, формы существования и дннамику. Оценка культурных контактов верхневолжских карел и русских чаще всего бывает односторонней: рассматривается степень адаптации и аккультурации карельской культуры русской, и, практически, отсутствует анализ обратного явления. Очевиден длительный период период взаимодействия этих культур еще до массового переселения карел с Карельского перешейка, но, думается, что в новых этнокультурных и социальных условиях проживания оказалось недостаточно для нормального функционирования общности прежних культурных стереотипов. Важную роль, видимо, сыграла утрата традиционной (исконной) природно-исторической (этногеографической) среды. Определяющими на разных этапах истории стали процессы сближения и уподобления культурных форм карел и русских, частичная подстановка прежних стереотипов теми локальными, которые «укладывались» в собственную традицию. Специфика культурной традиции верхневолжских карел — в высокой степени отбора, усвоения и переработки русских форм культуры, в «жесткости стереотипизации» (по выражению Э. С. Маркаряна) и консервативности (устойчивости ряда прежних этнических и локальных традиций). Анализ условий образования и признаков этнической общности карел Верхневолжья позволил отнести их к субэтнической группе карельского населения СССР. Новый этап в изучении карельского субэтноса мы связываем с необходимостью специального изучения механизма воспроизведения их культуры. Иного подхода и методов исследования заслуживают такие устойчивые признаки группы, как язык (карельский ономастикон, пространственно-временная лексика, терминология родства ит. д.), самосознание (легенды, предания, оппозиция «<свои- чужие»), образ жизни (связь с «лесным образом жизни» на примере лесного заделья, пастушества, промыслов), этническая психология («языковые» и «контактные» табу; коллективные поведенческие стереотипы), обрядовая культура (поклонение водным стихиям, «хозяевам» леса, осенний праздник Кеrgi (и др.). Фишман О.М. Итоги и перспективы изучения верхневолжских карел // Полевые исследования ГМЭ народов СССР. 1985-1987 гг. Тезисы докладов научной сессии. Л.: 1989. С. 53-54.

Экспонаты экспедиции