Вернуться
Экспедиции

Экспедиция в Хабаровский край, на Сахалин, 1986

Название экспедиции:

Экспедиция в Хабаровский край, на Сахалин

Даты работ:

1986

Народ:

эвенки; ороки

Территория по музейной документации:

остров Сахалин, Сахалинская область, Хабаровский край, Ногликский район, им. П. Осипенко район, пос. Вал, пос. Владимировка

Темы:

Фольклор и письменность; Жилище (поселения и постройки), жилище; Утварь, приготовление; Охота; Праздники и обряды, семейные (жизненного цикла), погребально-поминальные; Средства передвижения и транспортировки, наземные (сухопутные); Костюм, детский

Участники экспедиции:
Сем Татьяна Юрьевна (ведущий научный сотрудник Отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук)
Историческая справка:

Центром расселения верховских негидальцев в настоящее время является пос. Владимировка (б.Гарпо — «луч солнца, восход солнца») Хабаровского края, р-н им. П. Осипенко, расположенный в таежной зоне на протоке близ р. Амгунь и небольшого озера. Этнический состав населения поселка смешанный. В 1986 г. было зарегистрировано 243 человека 7 национальностей: подавляющее большинство составляют эвенки (132 чел.) и негидальцы (64 чел.), остальные — русские (33 чел.), украинцы (6 чел.), удэгейцы (5 чел.), нанайцы (2 чел.), якут. Межнациональные браки составляют 62,54%. Преобладающими являются браки между негидальцами и эвенками (11), эвенками (11), эвенками и русскими (8), негидальцами и русскими (5), а также эвенками и представителями других национальностей. Негидальцев во 2-м поколении (отец и мать которых были так- же негидальцами) в поселке единицы. Все они принадлежат к чукчагирцам, в основном из Чукчагирского рода, родов Аюмкан, Альчуган, проживавших до 1946 г. в пос. Котелок на оз. Чукчагир, и рода Тоёмкан из с. Каменка низовий Амгуни. Большой процент составляют негидальцы смешанного происхождения во 2-м поколении, контактировавшие с эвенками Тугуро-Чумиканёкого р-на из рода Батун и горинскими нанайцами рода Дигор, а также болоньскими нанайцами. В настоящее время негидальцы часто вступают в брак с эвенками и русскими. Среди эвенков пос. Владимировка преобладает род Эдян из трех р-нов: Тугуро-Чумиканского (пос. Тугур), Верхнебуреинского (пос. Могда), П. Осипенко (пос. Соноки, Каменки). Якуты принадлежат к роду Дерил, Берет, смешанные с эвенками рода Эдян Верхнебуреинского р-на, нанаец — к роду Донкан. Основные этнокультурные традиции коренного населения поселка определяются соотношением традиционных норм этнических культур негидальцев и эвенков. Хозяйственные календарные циклы у негидальцев и эвенков верхней Амгуни совпадают. Они соответствуют традиционной деятельности охотников и рыболовов больших рек и определяют весь традиционно-бытовой слой культуры. Большинство коренного населения поселка организовано в коопзверопромхозе, где в зимне-весенний период занято заготовкой пушнины (соболя, белки, ондатры, колонка, выдры, горностая) и мяса крупных животных (кабарги, лося, оленя, медведя), в всеннеосенний период — рыболовством (карася, кеты, горбуши), а в летне-осенний период — сбором и заготовкой дикорастущих ягод (черной смородины и голубики), лекарственных растений (шиповника, багульника, брусничного листа). Наряду с этим в поселке открыт рабочий цех по обработке сырья {в основном шкур лосей) и изготовления национальных предметов зимней одежды (обуви, перчаток, головных уборов), принадлежностей охотничьего снаряжения, лыж, предметов декоративного убранства жилища. Этническая специфика у негидальцев и эвенков проявляется в следующих деталях традиционно-бытовой культуры: 1) в охотничьем снаряжении (лыжи, паняга, ручная нарта, охотничья одежда и посуда; 2) в национальной пище; 3) в предметах декоративно- прикладного искусства (вышивке, в технике меховой мозаики, орнаменте, цветовой гамме, композиции). При этом региональные амурские традиции преобладают и перекрывают национальные традиции эвенков, особенно в семьях смешанного национального эвенко-негидальского состава (тип лыж, форма паняги, покрой охотничьей обуви, вышивка растительного орнамента с трилистником). Наряду с этим, элементы культуры, обусловленные в основном хозяйственно-культурным типом (инструменты для обработки шкур, приемы обработки, охотничьи и рыболовные орудия, берестяная утварь, охотничья одежда) являются общими для негидальцев и эвенков данного района. Материалы экспедиции 1986 г. свидетельствуют о процессе этнической и культурной ассимиляции верхнеамгуньскими негидальцами представителей других национальностей, в том числе эвенков, несмотря на то, что негидальцы составляют 26% населения, т. е. меньше 1/3. Стойкое сохранение этнокультурных традиций у верховских негидальцев связано с поддержанием и развитием традиционных форм хозяйственной деятельности, известной изоляцией поселка, а также значительным преобладанием коренного нерусского населения. Т.Ю. Сем. Современные этнические и этнокультурные процессы у верховских негидальцев (по материалам экспедиции 1987 г.). // Новое и традиционное в современной культуре амгуэмских чукчей // Полевые исследования ГМЭ народов СССР. 1985-1987 гг. Тезисы докладов научной сессии. Л., 1989.

Экспонаты экспедиции