Вернуться
Альбомы

Безмены: русские инструменты для измерения веса

Дата:

03.10.2023

Серия:
Утварь
Народ:

русские

Аннотация:

Альбом посвящен «русскому» безмену – традиционному инструменту для измерения веса русских крестьян. Он представляет собой тип неравноплечных ручных весов, состоящий из деревянного или металлического стержня, на одном конце которого находится противовес, а на другом – крючок, чашка или платформа для груза. Вдоль стержня располагается шкала измерений; по ней перемещается в поисках точки равновесия верёвочная, кожаная или металлическая петля, верхний конец которой держится рукой.

Авторы:

Петряшин С.С., научный сотрудник отдела этнографии русского народа, кандидат исторических наук; Глазкова О.Н., научный сотрудник отдела этнографии русского народа, хранитель фондов

Безмены XVIII–XX вв.
Этот тип весов появился примерно в середине I-го тыс. до н.э. в Средиземноморье. На территории Древней Руси безмен известен с XI в. До XX в. он был широко распространён прежде всего в Скандинавии и России, поэтому известен как «скандинавский» или «русский» безмен.

Безмены XVIII–XX вв. можно разделить на деревянные, металлические и металлодеревянные. Деревянные безмены изготавливались обычно из ствола дерева с капом в роли противовеса. Шкалу измерений в фунтах (0,410 кг) отмечали ряды вбитых маленьких гвоздей или насечек. На металлических (железных, реже бронзовых) безменах точки, показывающие вес, наносились чеканкой. Металлодеревянные безмены состояли из деревянной основы, на которую надевался бронзовый чехол с шкалой измерений; с противоположной стороны крепился металлический противовес. Длина ручного безмена значительно варьировалась, но обычно не превышала одного аршина (71 см). 

В 1797 г. в России, как и, ранее, в других странах, безмен был запрещен к использованию в торговле из-за своей неточности. Впрочем, закон нередко игнорировался, и безмен активно использовался скупщиками и торговцами мелочным товаром. В крестьянском фольклоре отразилось двойственное отношение к измерительным способностям безмена: «Кто не имеет ни головы, ни рук, ни ног, а везде ходит и всех обманывает?»; безмен «не попова душа – не обманет», «не крещён, не рождён, а правдой живёт».

В повседневной жизни крестьяне взвешивали безменом мясо, рыбу, хлеб, грибы, ягоды, масло, овощи, пряжу, шерсть и др. В некоторых локальных традициях, однако, безмен использовался в обрядности. В южных губерниях Европейской части России крестьяне задействовали безмен в ритуальном обходе домов с целью проверки трудолюбия. В Орловской губернии ряженые мужчины и женщины начинали обход домов ночью накануне Рождества. Заходя внутрь, они требовали у женщин и девушек показать пряжу и взвешивали её на безмене, чтобы узнать, кто сколько успел напрясть за осень. Мужчины и парни отчитывались сплетёнными лаптями. Тех, кто мало работал, в наказание щекотали. В Рязанской губернии ряженый персонаж Коляда не только взвешивал пряжу безменом, но мог и ударить им провинившегося.

Безмен, наряду с дубинкой, фигурирует как средство наказания неверной жены и её любовника в сатирических сказках. В качестве оружия безмен использовался и в жизни. Крестьяне говорили: «Коли безмен есть под рукою, так и калдая не надо» (калдай – кистень). В такой роли безмен мог выступать, например, в традиционных святочных и масленичных боях между соседними селениями.

В XIX–XX вв. «русские» безмены в сельской местности начали вытесняться более совершенными весами (коромысловые, пружинные и др.) и постепенно выходить из употребления. Тем не менее крестьяне и колхозники продолжали регулярно пользоваться «русскими» безменами примерно до середины XX в., в отдельных случаях – вплоть до конца XX в., что объясняется их простотой и долговечностью.