Вернуться
Альбомы

Фотографии на Всероссийской этнографической выставке 1867 года

Дата:

03.10.2023

Серия:
Историческая фотография
Народ:

русские; карелы; ненцы; эстонцы; латыши; литовцы; мордва; башкиры; татары крымские; татары; киргизы; калмыки; белорусы; украинцы; молдаване; поляки; словаки; чехи; словенцы; черногорцы; сербы; болгары; армяне; немцы поволжские; евреи европейские; грузины; народы Дагестана; турки; японцы

Аннотация:

Всероссийская этнографическая выставка 1867 года, известная также под названиями «Русская этнографическая выставка», «Этнографическая выставка 1867 года Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии», — первый грандиозный выставочный проект в истории Российской империи. Впервые широкой публике в едином выставочном пространстве были представлены наглядные экспозиционные сцены с группами манекенов, изображающих «племена России и соседних с нею славянских земель», дополненные фотографиями и отдельными предметами.

Авторы:

Соловьева Карина Юрьевна, зав. отделом фотографии и хранитель фототеки музея

Всероссийская этнографическая выставка 1867 года
Выставка дала мощный импульс развитию отечественной научной школы (этнографической, антропологической, археологической, исторической) и научных обществ, русской светописи, музейному делу. Её подготовка длилась более двух лет: уже на первых заседаниях выставочного Комитета были принято решение об изготовлении антропологических манекенов на основании «научных сведений о племени» и фотографий, которыми должны были руководствоваться художники при изготовлении фигур. 

В изданном в 1865 году объявлении от фотографической комиссии главной задачей для фотографа была обозначена съемка поясных и во весь рост портретов, которые «удобны там, где нужно показать все части костюма». Особо подчеркивалось, что выбор людей для съемки должен был руководствоваться их типичностью, «понимая под этим такие лица, которые в данном племени и данной местности встречаются чаще других»; обращалось внимание также на необходимость фиксировать антропометрические данные (на некоторых фотографиях сохранились такие записи). На основе поступавших с мест фотографий в течение 1865-1866 годов скульпторами было изготовлено 295 фигур манекенов для будущей выставки. 

Всего в адрес Распорядительного Комитета поступило около 1500 фотографий. Качество присланных снимков превзошли ожидания устроителей, высоко оценивших не только их научную и художественную значимость, но и тематический охват, явно выходивший за рамки первоначально поставленных задач. Это повлияло на решение экспонировать все присланные фотографии в отдельном разделе, описание которого наравне с предметными коллекциями вошло в выпущенный к открытию указатель.

В каждой группе фотографий помещалась информация о месте бытования и источнике поступления коллекции: почти все снимки были подписаны от руки с обозначением национальной принадлежности. Также для удобства посетителей все снимки были пронумерованы в соответствии с каталогом: номера, напечатанные в типографии, наклеивались на нижний правый угол каждого снимка (часть из них сохранилась до настоящего времени).

В действительности фотографический раздел можно назвать первой этнографической фотовыставкой: вниманию публики было представлены все полторы тысячи фотографий. Собранные вместе, они составляли единую коллекцию, «обильную и замечательную по исполнению», которая знакомила с разнообразием и богатством типажей людей разных сословий (многие из которых были запечатлены в фас и профиль), представлявших известные и малознакомые народы империи и славян Европы. Кроме того, часть снимков впервые показывала особенности жизни в империи: жилище, занятиях, орудиях труда, средства передвижения, обрядах и т. д. 

Выставка, открытая для широкого посещения с 23 апреля по 19 июня 1867 года в московском Манеже, произвела яркое впечатление как на российскую, так и зарубежную общественность. Оригинальный художественный замысел позволил показать культуру различных народов от севера до юга; развернутая масштабная панорама их жизни привлекла беспрецедентное для того времени количество посетителей — более 83 000 человек. Выставочное пространство стало символической презентацией необъятных просторов Российской империи и населяющих ее народов, и в этом, несомненно, особую роль сыграли фотографии. 

В настоящее время вся коллекция является частью собрания Российского этнографического музея. Единственная в своем роде не только в отечественной, но и мировой истории, коллекция фотографий с Всероссийской этнографической выставки 1867 года положила начало визуальной истории народов Российской империи, сделав этнографический жанр популярным и востребованным вплоть до настоящего времени.

Благодаря проведенной в последние годы большой работе по атрибуции фотографий многим снимкам, в ХХ веке разрозненным по отдельным коллекциям и народам, были возвращены не только их принадлежность к выставке, но и авторство (что не было указано в изданных указателях выставки 1867 и 1878 годов). Среди имен – много известных как российских, так и зарубежных фотографов: И.Н Бранденбург, М.Ф. Кусцинский, Ч. Борхардт, Ж.-Ф. Потто и другие.

В данном альбоме впервые публикуются 50 фотографий из фотографического раздела именно в том порядке, как они экспонировались на выставке.