31.03.2023
гурийцы; грузины
Алексей Петрович Эйснер родился 30 января 1872 г. в Санкт-Петербурге. Его дедом по материнской линии был выдающийся архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, так что совершенно не удивительно художественное дарование Алексея Петровича и его интерес к изучению архитектуры. Эйснер не без сложностей окончил Академию художеств, но это вовсе не говорит об отсутствии у него целеустремлённости и тяги к знаниям. В 1898 г. Комиссия по фиксации древнерусской архитектуры при Академии художеств направила молодого студента для осмотра и зарисовок памятников культового зодчества Западной Грузии. Возможно, это задание было инициировано самим Эйснером, так как он и раньше бывал в Западной Грузии и, несмотря на то, что в 1897 г. поездка привела к заражению болотной лихорадкой и тяжёлым осложнениям, грузинский колорит и уникальная фресковая живопись поразили воображение Алексея Петровича. Грузия без сомнения стала его большой любовью. Коллекция зарисовок, выполненная с натуры, по праву может считаться украшением иллюстративного собрания Российского этнографического музея, и основным художественным наследием Эйснера, чья дальнейшая творческая судьба не принесла ему широкой известности. Зрелые годы Эйснер посвятил преподаванию, в 1929 г. опубликовал книгу «Школа рисования и живописи». Алексей Петрович неоднократно приезжал в Грузию в период с 1898 по 1900 г., он с натуры зарисовал элементы архитектуры и декора 12 храмов и монастырей: Мартвили, Шемокмеди, Никорцминда, Эркети, Сори, Хопи, Земокрихе, Лихаури, Адчи, Квирикецминда, Баракони и Амаглеби. Исследовательский дар художника проявился в скрупулезной передаче национальной специфики церковной грузинской живописи. Изобразительная традиция Грузии, сохраняющая в фресках особенности антропологии и костюма местного населения, делает их уникальным источником для изучения истории и культуры региона. Помимо этого, в зарисовках художника воспроизводятся тексты грузинских эпиграфических памятников, таких как надписи на храмовых камнях и фресках. В своей статье А. П. Эйснер пишет: «Мне кажется, что «династические» фрески, которыми особенно изобилуют Мингрелия и Гурия, не лишены исторической важности и большого этнографического интереса; по ним можно наглядно проследить историю костюма и влияние на него всевозможных эпох, а это – столь необходимый материал для художников-живописцев… материал этот частью собран мною, остальное гибнет безвозвратно». [Эйснер: с.487] Публикацию зарисовок и фотографий мы начинаем с подборки, посвящённой храму Никорцминда, или Серии I, как озаглавил ее сам художник в Перечне «серий, листов и рисунков, копированных с древне-грузинских фрисоф, орнаментов, и образов, в Кутаисской губернии Рачинского уезда в 1900 году Алексеем Петровичем Эйснером». Храм Никорцминда, основанный в XI в. сохранился до наших дней, является действующим храмом Грузинской православной церкви. Местоположение храма Амбролаурский муниципалитет с. Никорцминда 42°27’33” С.Ш. и 43°05’16” В.Д. Эйснер оспаривал дату постройки храма, относя его к XIV в. «Величественный по размерам и архитектуре, богатый по формам и украшениям и описанный достаточно подробно с наружной стороны, с приложением плана и некоторых фотографических снимков в издании графа Толстого и Кондакова «Русские древности», храм этот заинтересовал меня своими внутренними украшениями и многочисленными характерными фресками… Мне удалось отчистить многовековую пыль и копоть, из-под которых ярко выступили две характерные и, думаю, древнейшие фрески владетелей Рачи, с надписями.» [Эйснер: с. 491] Литература: Эйснер А.П. Забытые сокровища Закавказья // Зодчий. №49, 1909. С.487–497 Селиненкова Е.Я. Художник А.П. Эйснер и его коллекция акварельных копий церковного искусства Западной Грузии // Христианство в регионах мира: [сборник статей] / Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Вып. 2 / [ответственные редакторы: Т. А. Бернштам, А. И. Терюков]. Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2008. С.381–406
Игнатьева Ольга Петровна, научный сотрудник отдела специализированного хранения, хранитель иллюстративного фонда
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.