Вернуться
Альбомы

Украинские дукачи

Дата:

12.10.2022

Серия:
Украшения
Народ:

украинцы

Аннотация:

«Дукач» («дукат», «личман»/«личбан», «яндус», «панагийка») – самобытное украинское женское украшение – медалевидная подвеска, носившаяся на черной и красной гарусной тесьме, шелковой ленте или бархатке в основании шеи или на цепочке и в составе ожерелья на груди поверх остальных шейных украшений. Название «дукач» / «дукат», являющееся наиболее распространенным для украшений данного типа, происходит от западноевропейской монеты – дуката. Впервые в значении золотой или серебряной позолоченной монеты-украшения и монеты в составе ожерелья оно фиксируется в украинских письменных источниках (реестрах имущества и завещаниях казачьей старшины, судебных делах, описях приданого, прикладов к монастырским святыням и т.п.) в XVII в. В первом–втором десятилетии XVIII в. медали и монеты-подвески получили широкое распространение у жен и дочерей знатного казачества Левобережной Украины в качестве знака богатства и принадлежности к привилегированному сословию. Это привело к расцвету местного производства украшения. Ремесленники-ювелиры («золотари») помещали в богатую оправу западноевропейские и русские медали и монеты или имитировали их при помощи литья, тиснения, чеканки. Со второй половины XVIII в. под влиянием европейской моды дукачи стали снабжать особой планкой, имевшей вид стилизованного банта. В последние десятилетия XVIII в. изготовленные из более дешевых материалов, но аналогичные по форме и декору подвески стали проникать в мещанскую и крестьянскую среду. По завершении процесса слияния украинского дворянства с российским в конце XVIII – начале XIX в., совпавшего с отказом украинской шляхты от старинного костюма, украшение окончательно перешло к податным сословиям. Влившись в комплекс традиционных женских шейно-нагрудных украшений, дукачи, с одной стороны, сохранили социальную знаковость и престижность, а с другой – усвоили семантику, тесно связанную с представлениями о половозрастным статусе женщины. На рубеже XIX - ХХ вв. почти на всей территории бытования «дукач» – девичье праздничное украшение, с ярко выраженной свадебной символикой, необходимое каждой девушке брачного возраста, а в наряде дружки и молодой – обязательное. После свадьбы и в особенности с рождением детей дукач носили редко, приберегая его для подрастающей дочери, а если таковой не было, то для внучки. Наследием прошлого было и закрепившееся в народной среде религиозное значение некоторых типов дукачей. Конструкция дукача, форма и техника изготовления «банта», сюжет изображения на подвеске, тенденция использования в качестве нее монеты имели ярко выраженную локальную специфику и были предопределены историей заселения региона, наличием в нем центров ремесленного производства и уровнем развития ремесла. Конструктивно дукачи можно разделить на две основных группы: одноярусные с простым или декорированным ушком и двухъярусные с подвесом в виде кольца, розетки, «банта», соединенным с привеской напрямую или опосредованно при помощи цепочек. Среди дукачей, хранящихся в РЭМ, в качестве привесок относительно редко встречаются литые или тисненые изображения, воспроизводящие сюжеты с западноевропейских медалей религиозной тематики, чаще прототипом служила коронационная медаль Екатерины II, а также монеты и жетоны их имитирующие. Демонстрация государственной символики или портретов правителей как статусных символов имела особое значение, выступая в народном сознании знаком престижа. При этом дукач прочно сохранял значение знака личного благочестия. Именно поэтому, портрет императрицы на обороте подвески дополнялся образом Богородицы или Параскевы Пятницы, а размытое из-за многократного копирования с коронационной екатерининской медали изображение аллегорических фигур России и Веры, поддерживающих у алтаря щит с вензелем императрицы, трактовалось как Благовещение. Среди монет наиболее ценились «крестовики» – рубли с крестообразной монограммой императоров Петра I, Петра II и Павла I, изображавшейся также на жетонах или на отшлифованных монетах меньшего достоинства.

Авторы:

Холодная Вера Георгиевна, научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, кандидат исторических наук