Вернуться
Альбомы

Виноградарство и виноделие на Кавказе

Дата:

29.09.2022

Серия:
Ремесла
Народ:

армяне; грузины; карталинцы; мегрелы; мингрельцы; имеретины; абхазы; гурийцы; кахетинцы

Аннотация:

Виноградарство и виноделие являются древнейшими хозяйственно-культурными практиками у народов, населяющих Кавказ. «Старое виноделие» было обусловлено определенными благоприятными природно-климатическими условиями, способствовавшими его зарождению и распространению. Технологии выращивания винограда, его обработки и винокурения имели ряд общих черт, позволяющих рассматривать традиции виноделия и потребления вина в едином региональном контексте. У ряда народов региона (абхазы, армяне, греки, грузины) винопитие приняло ритуализированные формы, стало обязательным атрибутом литургии, календарных праздников, таких, как, например, Пасха и Новый год, а также обрядов жизненного цикла. Так, у абхазов во время обрядов, связанных со Старым Новым Годом, произношение благословенной молитвы старшим рода происходит исключительно с вином в кубке в одной руке и с восковой свечой – в другой. В армянской традиции ритуализировано не только винопитие, но и начало потребления винограда, которое регламентировано согласно церковному календарю и соответствует дню Успения Богородицы (праздник называется также «Благословения винограда»). В традиционной культуре ритуально выделялись также отдельные этапы процесса выращивания и, особенно, сбора винограда, так в грузинской традиции представлен Ртвели – фамильный праздник сбора винограда, на который приезжали все родственники из семьи виноградаря, кульминацией праздника являлось давление винограда, сок которого затем выливали в большие винные кувшины «квери». На Кавказе пиршественные застолья, которые имели важное социокультурное значение, не обходились без рога с вином. Формирование такого жанра, как широко распространенные кавказские застольные тосты-притчи, связанно со сложной структурой фамильной и в целом общественной трапезы. Так, в завершение свадебного цикла у абхазов, родственники невесты во дворе обязательно произносят последний тост с рогом вина в руках. Традиции выращивания винограда, виноделия и потребления вина находят широкое отражение в календарной обрядности, в фольклоре и иконографии винодельческих культур и становятся их локальными, конфессиональным, этническими маркерами. В кавказских фондах собрания РЭМ представлен обширный предметный ряд, относящийся ко всем этапам возделывания, сбора и потребления винограда и вина. Для работ в винограднике традиционно использовали мотыги с длинной ручкой, короткими ножами или секатором обрезали сухие или нездоровые части лозы. Далее происходил трудоемкий процесс сбора винограда, для которого использовали конусовидные корзины, плетенные из орешника или других гибких растений, а для переноски собранного урожая применялась корзина другого типа: с широким верхним краем и со специальными плечевыми лямками из дерева, соединенными бечевкой. Так как самым распространенным видом хранения винограда являлось вино, то во всех виноградарских традициях имелись большие глиняные сосуды, которые у ряда народов, например, у армян, зарывали в землю вплоть до горла. Периодически сосуды чистились с помощью специальных приспособлений – щеток из коры орехового дерева. Помещение, где хранилось вино в некоторых языках называлось «маран» (марани), а в абхазском – «аюцара». В нем находились ковши с длинными ручками, которыми вино вычерпывали из больших сосудов-хранилищ. Эти ковши могли быть богато декорированы в технике выжигания по дереву. Ни одно пиршественное застолье не могло проходить без целого ряда предметов для подачи и употребления вина. Предметы отличаются материалом изготовления и функционально. Так, на стол вино подавалось в керамических или металлических кувшинах. Некоторые из них сопровождаются притчами, так форма грузинского металлического кувшина с витым горлом «каркара» связывается легендой с царем Ираклием, который рассердившись, скрутил горло сосуда, придав ему столь причудливые черты. На особо богатых пирах вино подносили в сосудах без ножек с круглым дном, не позволявшим им удерживаться на поверхности стола. Подростки-виночерпии каждый раз подносили эти сосуды с вином и наливали в рог гостя. Статус этих молодых людей не ограничивался заполнением рога, они должны были следить за порядком тостов и количеством выпитого вина, а при подозрениях на нечестные уловки сотрапезников именно они становились третейскими судьями, призванными восстановить справедливость. Виноград и сосуды для вина являлись важными орнаментальными мотивами при декорировании как различной утвари, так и для украшения интерьера. В собрании представлены две декоративные панели: вырезанное из дерева и чеканное из меди, на которых мастер искусно изобразил тяжелую гроздь винограда и ведущего застолья – тамаду, с рогом в руках.

Авторы:

Гущян Лусинэ Степановна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат культурологии; Зельницкая Рица Шотовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук