Вернуться
Альбомы

Украинские писанки

Дата:

03.11.2022

Серия:
Орнаментика
Народ:

украинцы

Аннотация:

В XIX веке раскрашенное яйцо – «писанка» – была атрибутом Пасхи. Писанки изготавливали во время Великого поста. В разных губерниях Украины яйца могли раскрашивать в начале, середине или конце поста, но чаще всего перед Пасхой на Страстной седмице (в четверг, пятницу или субботу). Писанки начинали раскрашивать раньше, чем однотонные «крашанки», поскольку для изготовления первых требовалось гораздо больше времени. Обычно их расписывали женщины или девушки, собираясь в компании или поодиночке. Если традиция исчезала, то писанки изготавливали пожилые женщины, как, например, это происходило в Харьковской губернии. В Черниговской губернии росписью яиц занимались замужние женщины; в Полтавской – замужние женщины и девушки; в Киевской – хозяйка дома, а в случае её смерти – старшие дочери. В Херсонской губернии писанки раскрашивали чаще всего молодые женщины, недавно вышедшие замуж, или девушки. В Подольской губернии девушки под руководством опытной мастерицы изготавливали много писанок, собираясь большими компаниями. Если традиция росписи в сельской семье утрачивалась, писанки заказывали местным мастерицам или даже умелицам из других губерний. Писанки использовали прежде всего в качестве символа воскресения Иисуса Христа; в обрядах – как отголоски языческих традиций; как элемент народных игр во время празднования Пасхи; как лекарственное средство, а также в магических целях. Приготовленными к Пасхальному Воскресенью писанками было принято украшать праздничный стол, ими разговлялись и христосовались; писанки дарили знакомым, уважаемым людям, гости – хозяевам, девушки – женихам. Известно несколько вариантов игр с пасхальными яйцами, самый распространенный из которых, дошедший до нашего времени, – битье яиц с выбыванием из игры того, чье яйцо разобьется. Писанки катали с деревянных лотков или горок. В некоторых регионах известны случаи, когда писанки были частью семейных обрядов и традиций, связанных с женитьбой. Целый пласт народных традиций связывает писанки с поминовением усопших на Фоминой неделе – следующей после Пасхи. Усопших поминали, разбивая или катая яйца на могилах. Если раскрашенные яйца к этому времени заканчивались, то для этих целей специально приготавливали новые. По поверьям, выбрасывать скорлупу от писанок и крашанок считалось грехом; её полагалось раскидывать по ветру, пускать по воде или закапывать на могилах. Интересен обычай пускать скорлупу по воде в «Рахманов день» (четвертую среду после Пасхи), известном также как Пасха для усопших, или праздник Преполовенья. Основной способ декорирования украинских пасхальных яиц, традиционно используемый в народе, – это роспись поверхности яйца. В Российской этнографическом музее есть писанки с разным типом росписи. Писанками называли яйца, раскрашенные в технике «резервирования воском». Проводилось оно в несколько этапов. Яйцо держали между мизинцем и указательным пальцем левой руки, постепенно поворачивая его по мере нанесения узора, который прорисовывали специальным инструментом – палочкой с конусовидной леечкой («писачком», «писальцем», «кисткой») на конце. Леечку опускали в растопленный воск и им рисовали орнамент. Сначала на очищенную поверхность яйца наносили первый слой узора. Затем яйцо опускали в краску, чтобы окрасить части, не покрытые воском. Далее шли следующие слои воска и красок, пока узор не был завершен. «Крашанками» называли яйца, равномерно окрашенные в один цвет. На «скробанках» – узор был процарапан на однотонном фоне. «Крапанки» («крапаки», «копанки») – яйца с узором в виде пятен, изготавливались с применением воска. Чтобы изготовить «крапанку», на окрашенное однотонное яйцо капали расправленным воском. После того, как капли застывали, яйцо опускали в краску, оно окрашивалось за исключением покрытых воском областей.

Авторы:

Дьякова Елена Васильевна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы