15.10.2022
удэгейцы; нивхи; орочи; коряки; китайцы
Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872—1930) — выдающийся исследователь Дальнего Востока, географ-путешественник, краевед-энциклопедист. В истории науки экспедиции Арсеньева сравнимы с экспедиционными исследованиями Н.Н. Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова. В походах по Уссурийскому краю, Амурской области Арсеньев занимался картографией, топографией, метеорологией, собирал комплексные сведения по геологии, зоологии и ботанике, истории и экономике, этнографии, археологии. Дар Арсеньева чуткого общения с людьми, неравнодушное, бережное отношение к аборигенным народам, живой интерес к вековым традициям организации жизни и отношений с природой и окружающим миром помогали исследователю как в труднейших экспедиционных походах, так и в осмыслении, анализе экономического, человеческого капитала Дальнего Востока.
Команда проекта: Н.Н. Прокопьева, заместитель директора РЭМ по учету, хранению и реставрации музейных ценностей; М.В. Хартанович, зав.отделом цифровых проектов; К.Ю. Соловьева, зав.отделом фотографии; И.Ю. Хургина, специалист высшей категории; В.В. Горбачева, к.и.н., заведующая отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока; Т.Ю. Сем, к.и.н., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока; А.Н. Копанева, заведующая архивом.
Важнейшей частью изучения, популяризации традиционной культуры коренных народов Дальнего Востока и Уссурийского края были археологические и этнографические коллекции, которые В.К. Арсеньев передавал музеям.
В Российском этнографическом музее хранится крупнейшее этнографическое собрание В.К. Арсеньева. В настоящем альбоме мы представляем летопись собирательской деятельности В.К. Арсеньева в рамках его сотрудничества с крупнейшим этнографическим музеем России. Это аннотированные предметы духовной и материальной культуры удэгейцев, нанайцев, орочей, коряков; рассказы ведущих этнографов – сибиреведов о Владимире Клавдиевиче Арсеньеве, наиболее ценных экспонатах его собрания; это и автографы Арсеньева, его переписка и описания предметов.
Важнейшая задача этого ресурса – цифровая репатриация коллекций в места их происхождения, оперативный, полный доступ к памятникам традиционной культуры.
Сохранение хрупкого наследия духовной традиционной культуры аборигенных народов Приморья и Уссурийского края - одно из важнейших результатов многолетней экспедиционной работы исследователя Дальнего Востока, краеведа-энциклопедиста Владимир Клавдиевича Арсеньева (1872-1930).
Коренные народы Приморья и Уссурийского края доверяли Арсеньеву изображения севохи - помощников в охоте и излечении от недугов, помощников в общении с хозяевами водных и лесных миров, амулеты, элементы шаманского облачения. Собранные Арсеньевым коллекции и экспедиционные сведения позволяют сохранять смыслы и значения уникальных памятников культуры народов Дальнего Востока.
Владимир Клавдиевич Арсеньев, выпускник Петербургского юнкерского пехотного училища, прибыл на службу во Владивосток в 1900 г. Возглавив конно-охотничью команду, Арсеньев совершал длительные экскурсии по Уссурийскому краю, изучая флору и фауну, топографию, географию. В походах Арсеньев общался с коренными местными жителями: удэгейцами, нанайцами, орочами; изучал язык, особенности характера, правила общения, ведении быта, вдумчивого, рационального отношения к природе, правил взаимодействия с ней. Всемирно известными стали его экспедиции 1906-1910 гг. по изучению северных районов Приморья: от хребта Сихотэ-Алиня до Японского моря.
Арсеньев щедро делился собранными естественно-историческими, археологическими и этнографическими коллекциями с музеями научно-образовательных центров: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани.
В Российском этнографическом музее хранится уникальная коллекция по традиционной культуре удэгейцев, раскрывающая представлении о сотворении вселенной, шаманских ритуалах, путешествий из мира людей в мир духов, общения с духами природы, земли, неба, подземного мира. Отдельное внимание уделяется атрибутам и символике Медвежьего праздника и культа змей.
Развитие технологии создания фотоснимков позволили этнографам в конце XIX - начале ХХ вв. использовать фотографию в экспедиционных исследованиях страны. Российский этнографический музей обладал обширной сетью корреспондентов, изучавших традиционную культуру коренных жителей отдаленных от научно-исследовательских центров территорий. Частью такого изучения и популяризации через музеи стала фотография. Крупней исследователь Дальнего Востока Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930) переслал в Российский этнографический музей портретные снимки аборигенных народов Приморья для создания скульптур манекенов, отражающих особенности внешнего облика, групповые снимки, стойбища, сцены перекочевки.
Архив Российского этнографического музея - ровесник самого музея. С начала ХХ века в архиве хранилась переписка с первыми собирателями музея, описи первых коллекций, рукописи научных трудов и целые фонды этнографов.
Ценнейшая часть фонда исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева (1872-1930) – его автографы, переписка, собирательские карточки. Рукописи отличаются особым авторским стилем Арсеньева, выдавая в нем яркий художественный темперамент. Собирательские карточки Арсеньева обращают на себя внимание как образец эстетики документа начала ХХ в.. Карточки содержат зарисовки, сведения о месте сбора, легенды. Читая архивные документы, мы вступаем в своеобразный диалог с самим Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.