01.04.2022
мишари; татары казанские; кряшены; татары крещеные
Среди многочисленных и разнообразных богато декорированных тканей, бытовавших у татар Поволжья и Приуралья XIX – начала ХХ века, значительное место занимают полотенца. Собрание Российского этнографического музея (РЭМ) по татарскому текстилю содержит репрезентативную коллекцию тканых полотенец и концов полотенец, демонстрирующую все разнообразие этого важного атрибута традиционной культуры. В коллекции РЭМ на данный момент представлено около 200 полотенец, декорированных тканым орнаментом. Они собраны на всей территории расселения поволжских татар и характеризуют художественные и ремесленные традиции различных этнотерриториальных групп – казанских татар, татар-мишарей, татар-кряшен, касимовских татар. В основном памятники датируются второй половиной XIX – началом XX века. Наиболее ранние образцы поступили в музей в первой четверти ХХ века от корреспондентов Русского музея и Музея народов СССР (Москва), а также от известного коллекционера Н.Л. Шабельской. В более позднее время полотенца регулярно являлись частью экспедиционных привозов сотрудников РЭМ. Помимо использования в повседневном обиходе для вытирания и покрывания коленей во время трапезы полотенца использовались в традиционном оформлении жилища. Девушки до свадьбы готовили большое количество декоративных тканей, в частности полотенец. После переезда в дом мужа они украшали стены, потолочные балки и некоторые предметы интерьера чистой половины дома привезенными с собой узорными полотнищами ткани. Как и у других народов региона, у татар этот предмет играл важную роль в комплексе ритуалов жизненного цикла – сопровождал практически все основные этапы свадебной и похоронной обрядностей. Татары-мусульмане раздавали полотенца тем, кто помогал нести покойника, а татары-кряшены вывешивали полотенца в церквях и на перекрестках дорог. Молодые замужние женщины дарили их победителям соревнований на традиционных праздниках Сабантуй и Джиен. С точки зрения использования в быту традиционные татарские тканые полотенца можно подразделить на повседневные, отличающиеся более простым оформлением, и праздничные/ритуальные, имеющие сложную красочную орнаментацию. Эти предметы были разнообразны по технике исполнения узоров, цветовому строю и приемам декоративой отделки. Основой для их изготовления служил холст шириной от 30 до 50 см. Длина готового изделия зависела от его назначения: – от небольших салфеток для вытирания рук и покрывания коленей («тастымал», «езлык») 80–90 см длиной, до 1,5–2-метровых полотнищ для завешивания стен («сөлге», «бистәр»). По конструкции полотенца бывают цельными – состоящими из одного полотнища ткани, и составными – сшитыми из нескольких полос. При изготовлении концов полотенец татарские ткачихи использовали богатую палитру цветов и разнообразные материалы – лен, хлопок, шелк, шерсть и металлизированные нити. Часто тканый декор праздничных полотенец дополняли нашивками полос фабричных тканей и кружева. Предметы, орнаментированные по всей поверхности, встречаются редко. Главным образом это повседневные полотенца: клетчатые или покрытые рельефными рисунками, созданными в белой одноуточной или двухуточной браной техниках. Рисунок на центральной части праздничных полотенец встречался лишь в некоторых районах Поволжья. Обычно весь декор таких изделий сосредотачивался на узких концах и состоял из узорных и безузорных полос, выполненных с помощью браной, выборной и закладной техник ткачества или представлял собой декоративный фриз из мотивов, организованных в сетчатую композицию. Можно отметить 3 вида локализации декора на тканых полотенцах татар: расположение однотипных мотивов по всей поверхности изделия, расположение декора горизонтальными полосами по обоим узким краям и сочетание однотипных мотивов на центральном поле с декоративными бордюрами по узким краям. Повседневные полотенца могут быть только цельными и относиться к первому и второму видам локализации декора. Среди экспонатов, относящихся к праздничной стороне традиционной татарской культуры, присутствуют и цельные, и составные полотенца второго и третьего видов. Тип орнамента – геометрический – задавала сама технология ткацкого производства. Композиция отдельной орнаментальной полосы строилась по раппортному принципу. Количество мотивов в ней могло быть разным – от 2 до 20 – это зависело от ширины полотенца и от размеров самих орнаментальных элементов. Наиболее распространенными мотивами были разнообразные ромбы, Х-образные фигуры, зигзаги. На концах полотенец касимовских татар часто можно увидеть свастику. Основной особенностью построения орнамента являлось включение одного элемента в другой, а также чередование и соединение как основополагающие принципы построения бордюров. Орнаментальный строй полотенец поволжских татар чрезвычайно близок к декоративной отделке полотенчатых головных уборов – «тастаров». Мотивы ромба в разной разработке и зигзага встречаются также в отделке фартуков, платьев-рубах и верхней одежды в тех районах проживания татар, где узорное ткачество использовали при изготовлении этих элементов костюмного комплекса.
Мишуринская Любовь Игоревна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.