Вернуться
Альбомы

Орнаментика. Писанки гуцулов

Дата:

04.05.2022

Серия:
Орнаментика
Народ:

украинцы; гуцулы

Аннотация:

Писанки изготавливали во время Великого поста, чаще всего за две недели до Пасхи. На Гуцульщине это делали женщины и девушки, реже мужчины. В ХХ веке мастериц, расписывавших писанки, называли «писанкарками». К ним приходили с заготовленными заранее яйцами, оставляли их для росписи и спустя несколько дней забирали. За роспись платили деньги. Писанкарки также продавали расписанные яйца на ярмарках, в том числе за границу. Расписывать писанку могла только «чистая женщина». Считалось, что нельзя думать об умерших во время росписи писанки, иначе тот, кому ее подарят, умрет. Для нанесения орнамента применяли восковую технику – резервирование, проходившее в несколько этапов. Яйцо держали между мизинцем и указательным пальцем левой руки, постепенно поворачивая по мере изображения узора, который прорисовывали специальным инструментом – палочкой с конусовидной леечкой («писачком», «писальцем», «кисткой») на конце. Леечку опускали в растопленный воск, и им выводили орнамент. Сначала на очищенную поверхность яйца наносили первый слой узора. Затем яйцо опускали в краску, чтобы окрасить части, не покрытые воском. Далее шли следующие слои воска и красок, пока узор не был завершен. Окрашивание начинали с самой светлой краски, и заканчивали самой темной. В конце ХIХ века использовали растительные красители. Например, желтую краску делали из коры яблони или шафрана, коричневую – из отвара дубовой коры, зеленую – из отвара ржаных отрубей и чешуек семян подсолнечника. С начала ХХ века используют преимущественно химические красители. Чтобы воск растаял, писанки складывали в горшок, который ставили на печку. Когда воск стекал, яйцо протирали тряпочкой и натирали писанку салом до блеска. Раскрашенные яйца хранили под тканью. Традиционно писанки дарили на Пасху. Их давали священнику во время освящения куличей. После церковной службы ими обменивались старшие родственники. Парни дарили писанки девушкам, а если девушка дарила писанку парню, то это означало, что она хочет, чтобы он к ней посватался. Скорлупу от писанок сжигали или кидали в воду. Известно много легенд с упоминанием писанок. Большинство из них связаны с воскресением Иисуса Христа. Гуцулы верили, что пока в селах расписывают, яйца, конец света не наступит. Распространенным также было поверье о рахманах, к которым по реке приплывали писанки, брошенные в воду в Великую среду. Рахманы – мифический народ, живущий на востоке, который искупал грехи людей, постился и мог съесть яйцо в четвертую среду после Пасхи. Этот день назывался «Рахманская Пасха». Орнамент писанок украинцев-гуцулов обладает рядом специфических черт, характерных для Гуцульщины – территории горных районов Ивано-Франковской и Черновицкой областей и Раховского района Закарпатской области Украины. Несмотря на сходство в элементах орнамента, композиции и колористического решения, традиции росписи в разных селах различаются. Общее стилевое сходство гуцульских писанок заключается в ярко выраженном геометрическом характере орнамента, преобладанием желто-оранжевого колорита с вкраплениями других цветов, делением поверхности яйца на секторы. Чаще всего композиция писанок состоит из поясов (вертикальных, горизонтальных, диагональных) и «медальонов» на концах яйца. Геометрические мотивы и фигуры преобладают среди остальных элементов. Это могут быть квадраты, заполненные сеткой, закрашенной в шахматном порядке, отдельные ромбы или комбинации из них, треугольники, прямые или ломаные и волнистые линии, круги, точки. На концах яйца чаще всего изображали звезду или солнце. Форма элементов отражается в народных названиях: «клинчики», «триклинчики», «бесконечник», «звезда», «кривулька», «сорок клинцев». Растительные элементы на гуцульских писанках встречаются реже – только как дополнение к геометрическому орнаменту, например, цветки в центре квадратов. Символическое значение этих элементов восходит к древу жизни как зарождению живого, его росту и развитию. Бытовали такие названия растительных элементов, как «роза», «желудь», «барвинок», «цветулька», «барабулька». Зооморфный орнамент встречается чаще всего на центральном поясе писанок или в медальонах на полюсах. Это могут быть животные (олень, косуля, конь, корова), птицы (петух, курица, утка, журавль) или рыба. Животных изображали стилизованно, иногда обозначая только характерную узнаваемую часть (лапы, рога), становящуюся элементом общей орнаментальной композиции. Таким, например, является элемент «пауки». Встречаются также антропоморфные фигуры, которые нарисованы крупно и занимают центральную часть композиции. Иногда изображали орудия труда, также вписанные в общую геометрическую композицию. Редко встречаются, но эффектно смотрятся постройки: хата, церковь с куполами, монастырь. Постройки могут быть схематично обобщены и повторяться в раппорте, а могут отдельный рисунок. На Гуцульщине в конце XIX – начале XX века существовало несколько крупных центров писанкарства: в северных районах села Космач, Брустуров, Яворов, Ричка. Пожалуй, самым крупным было село Космач. Его мастерицы первыми стали продавать писанки на рынке, это село известно своей росписью и в настоящее время. Колорит писанок в начала XX века изменился. Изначально фон приближался к красному или бордовому, а основными цветами были желтый и черный. Затем бордового стало меньше, начал появляться зеленый, и со второй половины XX века фон стал темно-коричневым с общим преобладанием желтого и оранжевого цветов. В Космаче композиция с зооморфными мотивами, включенными в геометрическую композицию с большим количеством штрихов, ромбов, линий, полосок являлась распространённой. Композиция писанок села Брустуры Косовского района Ивано-Франковской области состояла из поясов и медальонов, отделенных полоской «метки». Иногда центральный пояс делил поверхность яйца на два боковых поля, в которых изображали крупные элементы: крест, животных, птиц, церковь. Основными цветами росписи были красный, желтый или оранжевый на черном фоне с локальным присутствием фиолетового или зеленого. Для писанок села Соколивка Косовского района Ивано-Франковской области характерно выделение квадратов в медальонах с изображением животных, птиц, построек, а также антропоморфных фигур. Композиция писанок села Ричка Косовского района Ивано-Франковской области отличается тем, что поверхность яйца делится на несколько поясов, а также по вертикали таким образом, что получаются несимметричные относительно друг друга секторы. В секторах и поясах изображали оленей, рыб, птиц. На писанках села Яворов Косовского района Ивано-Франковской области встречается диагональная композиция из центрального пояса и медальонов, по бокам яйца, а не на его полюсах, а также композиция «сорококлинка», состоящая из 40 треугольников. Основные цвета – желтый и белый на коричневом фоне. Для писанок села Шешоры характерно четкое выделение центрального горизонтального широкого пояса и полюсов. Центральный пояс и медальоны разделены широкими полосками, заполненными квадратами, треугольниками, штриховками. Писанки южных районов Гуцульщины имеют более свободную композицию в отличие от писанок севера: между элементами расстояние больше, они не так связаны между собой и менее геометризированы. В основном это ромбы и комбинации из ромбов и квадратов, а также крупные фигуры. В писанках сел Верховинского района Ивано-Франковской области геометричность орнамента выражена слабее, линии более плавные и широкие. Композиция состоит из вертикальных или горизонтальных поясов с доминантным элементом в центре («цветок», «вазон», «звезда»). Самые распространенные цвета – желтый и белый на темно-коричневом или темно-вишневом фоне. Характерно деление также поясов на секторы. Для писанок Черновицкой области характерен темный фон и белый или желтый контур основного орнамента. Композиция состоит из пояса, который может делить яйцо по вертикали, диагонали или горизонтали на медальоны. Узор состоит из сочетаний крестообразных элементов, звезд, кружков, треугольников, сеток и штрихов. Растительный орнамент представлен в виде цветков или лепестков, зооморфный – сильно геометризован («бараньи рожки», «бабочки»). В селе Путила Путильского района Черновицкой области на коричневом фоне центральным элементом орнамента каждого медальона была звезда. Писанки села Черный Поток в Заставновском районе Черновицкой области являются исключением в традиции гуцульской росписи. Они разительно отличаются от расписанных точными штрихами ярких геометрических узоров. Обычно, на темно-коричневом или черном фоне тонкими линиями нанесен контур рисунка – растительные мотивы, вазон с цветами, завитки, кружки, не составляющие раппорт.

Авторы:

Дьякова Елена Васильевна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии