Вернуться
Альбомы

Золотошвейное искусство Северного Кавказа

Дата:

08.04.2022

Серия:
Вышивка
Народ:

осетины; кабардинцы; черкесы; бжедуги; карачаевцы; балкарцы; адыгейцы; горские татары

Аннотация:

Шитье золотом известно многим народам мира, в том числе и народам Северного Кавказа. Для кабардинцев, черкесов, адыгейцев, абазин, осетин, карачаевцев, балкарцев, ингушей и чеченцев оно было единственным из существующих видов вышивки, просуществовавшим вплоть до конца XIX в. [Студенецкая 1985]. О времени ее появления у народов Северного Кавказа существует несколько версий, согласно которым она проникла и распространилась в результате культурно-экономических контактов адыгов в разные периоды с одним или несколькими соседними регионами. По одной из них — с народами Передней Азиии, по другой - греческими колониями в Северном и Восточном Причерноморье, скифами, возможно с Византийской империей или благодаря кавказскому ответвлению Великого шелкового пути [Теучеж 2019: 169]. Так или иначе, в средневековье техника золотного шитья уже была известна народам Северного Кавказа, а в XVIII-XIX вв. достигла своего наивысшего расцвета. Этот вид вышивки был распространен только в состоятельных семьях. У всех народов Северного Кавказа существовало три вида техники шитья золотной нитью. 1. Шов «вприкреп», когда на основу из плотной белой ткани, натянутой на пяльцы, накладывался трафарет с контурами будущего рисунка, затем площадь узора покрывалась настилом из хлопчатобумажных ниток, а поверх него накладывались золотые нитки, которые прикреплялись тонкими шелковыми нитками внутри самого рисунка, тем самым образуя мелкий узор. По окончании вышивки, рисунок, еще не снятый с пялец, слегка смазывался с оборотной стороны клеем и разглаживался кабаньим клыком. Затем ему давали высохнуть и вырезали. 2. Выкладка линейного узора нашитым галуном или шнуром. 3. Гладь по настилу (как правило, картону). По представленным образцам, в основном изготовленным в начале ХХ в., когда сотрудниками и корреспондентами Этнографического отдела Русского музея начала вестись собирательская работа на Северном Кавказа, видно, что из трех перечисленных техник в это время большее распространение получили две последние или их комбинации. По мнению исследователей, они заменили первую технику, поскольку требовали меньше времени на их изготовление. Техника шитья «вприкреп» находилась в этот период в стадии угасания, а потому предметы, на которых она встречается, являются, как правило, более старыми, сохранившимися в семьях к этому времени. Или же благодаря особой ценности вышивки, вышитого фрагмента, ее могли использовать вторично, споров с поврежденного или износившегося изделия и перешив на новое. Наиболее распространенными орнаментальными мотивами был растительный, геометрический, зооморфный и антропоморфный. Важное место в композиции орнамента занимал родовой знак, или тамга. Часто на обеих сторонах кисета вышивался разный узор. Золотной вышивкой украшали одежду, предметы быта. В альбоме представлены в основном кисеты, изготовленные мастерицами разных народов Северного Кавказа в конце XIX – начале XX вв. Они, как правило, шились из бархата, шелка или атласа. Их формы были разнообразны: «подкова», цилиндр, конверт. Предназначались для хранения предметов рукоделия, мелочей, табака РЭМ №1249-6, 7291-28, а также являлись обязательным атрибутом в предсвадебном дарообмене. Невеста готовила их заранее в количестве нескольких десятков, а затем дарила родственникам мужа. Кроме кисетов в альбоме представлены также предметы, появившиеся под влиянием городского быта. Это – подчасники (настенные подставки для карманных часов) РЭМ №996-24, 4915-84, 8762-14631 и др., футляр для писем РЭМ №1256-49, подставка для подсвечника РЭМ №1249-15. При изготовлении футляров, для придания им жесткости, использовалась картонная основа, а к оборотной стороне пришивалась петля для подвешивания. Уникальным является носившийся на поясе мешочек для пуль и дроби, вышивка на котором выполнена по коже РЭМ № 1249-1. К 1940-м гг. золотошвейное искусство исчезло из быта народов Северного Кавказа. Это объясняется как отсутствием необходимых материалов, так и в целом обеднением населения региона. Начиная с 1970-х гг. в разных республиках Северного Кавказа начинают предприниматься попытки возрождения золотной вышивки. И только в начале 1990-х в Кабардино-Балкарии народным мастером Вячеславом Баталовичем Мастафовым была создана золотошвейная мастерская, где желающих стали обучать золотому шитью и выполнять вышивки на заказ [Теучеж 2019: 171]. В альбоме представлен кисет, изготовленный им в 1990-м и переданный музею в 1991 г. РЭМ №11346-2. В настоящее время возрождением этого вида рукоделия занимаются мастерицы в разных республиках Северного Кавказа – проводят мастер-классы, организуют мастерские, издают учебную литературу. Литература: Студенецкая Е. Н. Золотое шитье народов Северного Кавказа: Буклет. – Л., 1985. Теучеж, Н. К. Золотошвейное искусство адыгов: процесс формирования этнокультурного бренда в Республике Адыгея // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия : cб. науч. ст. по итогам международного научного форума, с. Кабардинка, Геленджик, 10–13 октября 2019 года / Министерство культуры Российской Федерации; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, Южный филиал; Ответственный редактор И. И. Горлова. – Москва: Институт наследия, 2021. – С. 167-183.

Авторы:

Газданова А. В., научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана