Вернуться
Альбомы

Собрание по норвежской этнографии

Дата:

28.06.2023

Серия:
Культура народов Балтики
Ремесла
Утварь
Народ:

норвежцы

Аннотация:

В фонде Российского этнографического музея (далее РЭМ) по этнографии германских народов небольшая коллекция из Норвегии занимает особое место, поскольку в отличие от собраний по культуре шведов, проживавших в Эстонии на территории Эстляндской, Лифляндской губерний или Великого княжества Финляндского, а также немцев-колонистов Поволжья и Санкт-Петербургской губернии она была приобретена за пределами Российской империи. Однако поступление «непрофильной» для Этнографического отдела Русского музея императора Александра III (далее ЭО) коллекции не было случайностью. Более того, в контексте истории научно-экспедиционной деятельности музея данное собрание является документальным свидетельством одного из первых международных проектов, направленных на установление взаимовыгодного сотрудничества между этнографическими центрами России и Норвегии, в частности для координации изучения этнотерриториальных групп древнейшего народа Европы – саамов. Главным инициатором налаживания контактов с норвежскими учеными и музеями был выдающийся российский этнограф, географ и антрополог Бруно Фридрихович Адлер (1874–1942), работавший в ЭО в 1910–1911 годах. Судя по его письмам, хранящимся в архиве РЭМ, он рассматривал возможность будущего финансирования исследований норвежских этнографов с целью пополнения вещевых коллекций ЭО, а также варианты обмена между музеями экспонатами по этнографии народов Норвегии и народов Сибири, которые чрезвычайно интересовали норвежских ученых. Единомышленниками и исполнителями идей Б.Ф. Адлера стали русский ихтиолог Федор Егорович Классен, работавший в 1910 г. на Биологической станции в г. Бергене и его жена Доната Ивановна, слушательница историко-философского факультета Московских высших женских курсов. Следует отметить, что молодые супруги справились с поставленной Адлером задачей. Федор Егорович сумел заинтересовать планами Адлера о сотрудничестве заведующего этнографическим музеем в г. Бергене Х. Шетелига и директора Норвежского народного музея в Христиании (г. Осло) Х.Я. Аалля; Доната Ивановна составила по заданию Адлера справку о саамских коллекциях, имеющихся в фондах упомянутых выше музеев. И наконец, во многом благодаря консультативной помощи этнографов Бергена, Классенам удалось приобрести весьма хорошие, в том числе, редкие предметы, которые, с точки зрения Б.Ф. Адлера, должны были «составить интересное ядро будущей коллекции по Норвегии». К сожалению, в силу ряда причин, включая начало Первой мировой войны, проект Адлера не был реализован. После его ухода из ЭО о норвежской коллекции позабыли, а потом в результате досадного недоразумения она была приписана к фонду У.Т. Сирелиуса по шведской этнографии. Лишь в 2023 году на заседании Экспертной фондовой комиссии РЭМ, где были представлены аргументированные доказательства, включающие результаты многолетней кропотливой исследовательской работы сотрудников РЭМ (В.А. Галиопы и М.Л. Засецкой), было принято решение о переатрибуции этнической принадлежности музейного памятника к норвежской культуре и восстановлении имени ее подлинного собирателя – Федора Егоровича Классена (1882–1946). Подробно с его биографией и перипетиях сложной судьбы «коллекции из Норвегии» можно познакомится на сайте РЭМ (см.: проект «Собиратели», Классен Ф.Е.) Состав коллекции и научная значимость собрания В настоящее время собрание Ф.Е. Классена включает вещевые материалы (РЭМ 3196; 19 номеров; один предмет был исключен в 1950-е годы) и 4 фотоснимка (РЭМ 5768), сделанных им в 1910 году в фондах музея г. Бергена, которые стали своеобразным руководством для ученого-ихтиолога по сбору этнографических предметов, а также важным доказательством личного его участия в приобретении экспонатов. Все материалы коллекции Ф.Е. Классена можно разделить на две группы. Первая содержит образцы утвари повседневного крестьянского обихода: деревянную посуду для сервировки стола, приготовления и хранения продуктов. Отдельные экспонаты из этой группы, например, солонка (РЭМ 3196-4), первоначально служили для убранства праздничного застолья, но по причине износа изменили свой статус и перешли в разряд повседневной утвари. Вторую группу составляют редкие и уникальные экспонаты, связанные с празднично-обрядовой культурой и декоративно-прикладным народным искусством XVIII–XIX веков, в том числе: подсвечник, предметы сервировки праздничного стола, выездная праздничная упряжь, традиционные предсвадебные подарки жениха невесте (рубели, украшенные резьбой и росписью, бёрдо для плетения поясов). Вещевые памятники и фотодокументы норвежского собрания Ф.Е. Классена, не только дают представление о самобытности традиционной крестьянской культуры в Западной, Восточной и Южной историко-культурных областях Норвегии, но в комплексе с собраниями РЭМ по шведской, прибалтийско-финской, саамской и русской этнографии дополняют картину истории и эволюции многовековых этнокультурных связей между коренными народами Фенноскандии, Скандинавским миром и Русским Севером.

Авторы:

Засецкая М.Л., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики