11.07.2023
русские; карелы; вепсы; финны; коми; зыряне
Альбом знакомит посетителей с крупнейшей и старейшей в России коллекцией духовых музыкальных инструментов/звуковых орудий народов Северо-Запада России. Духовые инструменты относятся к числу древнейших звуковых орудий, важнейшим назначением которых было обеспечение эффективного взаимодействия человека с природной средой. Подражая окружающим звукам с помощью специально изготовленных приспособлений, охотник приманивал нужных ему птиц и животных. Способность животных различать и запоминать определенные тембры и наигрыши использовалась пастухами для формирования необходимых рефлексов у выпасаемого скота, управления поведением стада. Воздействие наигрышей на животных воспринималось крестьянами как явление сверхъестественное, что приводило к сакрализации пастушеских музыкальных инструментов. Духовой инструмент использовался в ритуальном обходе стада, причем в его раструб под слой бересты прятали скрепленные воском клочки шерсти домашних животных и/или текст заговора, направленного на усиление воздействия инструмента. Освоение духовых инструментов начиналось в детском возрасте: дети сами делали разнообразные «свистки» из листьев трав (осоки) и деревьев (березы, осины), полос бересты; «дудки» из полых стеблей травянистых растений, коры, снятой целиком с ветки ивы или ольхи, стручка акации и т.д. В силу своей хрупкости подобные приспособления были разовыми или сезонными. Некоторые инструменты изготавливались для детей старшими (глиняные свистульки, деревянные дудки). Подростков отдавали в подпаски, где они перенимали все тонкости пастьбы, включая изготовление пастушеских музыкальных инструментов и игру на них. На рассматриваемой территории бытовали три типа духовых инструментов – мундштучно-амбушюрные, тростевые и флейты. Мундштучно-амбушюрные представлены двумя подтипами – трубами натуральными (без грифных отверстий) и хроматическими (с 2–6 грифными отверстиями). На первых можно было исполнять сигнальные наигрыши, основанные на двух-трех звуках натурального обертонового ряда, вторые позволяли исполнять также песенные и танцевальные мелодии. Инструменты изготавливали разных форм и размеров из дерева, бересты и/или рога животных. Трубы прямые или согнутые в виде животного рога были распространены повсеместно. Локальная разновидность прямой трубы–- с цилиндрическим раструбом (бутылеобразная) – бытовала в Олонецкой губернии и Финляндии. Специфическими особенностями карельской трубы были отсутствие мундштучной чашки и квадратное сечение воздухопроводящего канала. Натуральные трубы, воссоздающие форму валторны («колесом») или горна («коленами»), изготовленные по традиционной технологии, встречались в Архангельской и Олонецкой губерниях. Тростевые инструменты представлены тремя разновидностями кларнетов. Наиболее архаичной является версия с П-образным язычком, вырезанным непосредственно в корпусе инструмента. Пальцевых отверстий обычно 2-4. Инструмент может быть оснащен раструбом из рога животного, берестяной ленты или ольховой коры. Надрезной язычок является самой уязвимой частью конструкции – при его повреждении приходится изготавливать новый инструмент. Вторая разновидность инструмента близка первой, но язычок вырезается не в корпусе инструмента, а на вставной, более тонкой короткой трубочке – «пищике» или «пердунке», сменяемой по мере необходимости. Пальцевых отверстий обычно 4-6, как правило, имеется раструб. Данная разновидность была распространена у русских Санкт-Петербургской губернии и в Центральной России. Третья версия, наиболее долговечная, бытовала у финнов и карел. Верхний конец инструмента срезался под углом 45º и к нему крепилась легко сменяемая трость из тонкой можжевеловой или сосновой пластинки. Финские и карельские инструменты отличались большим разнообразием форм, однако большинство из них вышло из бытования еще в первой половине XX века. Для восполнения лакун в альбом включены несколько реконструкций, выполненных мастером музыкальных инструментов А.В. Мешко. На рассматриваемой территории бытовали флейты двух типов – продольные свистковые и сосудные (глиняные свистульки). Первые использовались в качестве манков на рябчика («pyynpilli») и детских дудочек, сведения об их применении пастухами отрывочны. А.О. Вяйсянен в 1914 году зафиксировал в Западной Ингерманландии «pajupilli» (ивовый свисток) у пастухов, выпасавших овец, а У.Т. Сирелиус свидетельствовал тремя годами раньше об угасании традиции использования «mäntuhuilu» (сосновая флейта) пастухами Финляндии: «Все старые флейтисты уже умерли. Приходилось слышать от стариков, что самым последним флейтистом в Puukkolaitumen’ском Honmaa был призреваемый обществом старик “Närä Matti” (умер в 1850 или 1852 г.), а в Jămsă старик Ojala Juokslahti (умер в 1906 г.). В Korpilahti последним флейтистом был Huttus Tapani (умер в 1890 г.)». Представленная коллекция духовых инструментов демонстрирует общее и особенное в традиционной культуре народов Северо-Запада России, отображает межэтнические и межрегиональные взаимосвязи.
Гаджиева А.А., научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, хранитель музыкальной кладовой
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.