Вернуться
Альбомы

Выставка «Новый человек: между утопией и традицией»

Дата:

06.07.2023

Серия:
Альбомы к выставкам
СССР в фотографии
Костюм
Народ:

русские; марийцы; мордва; удмурты; карелы; чуваши; осетины; агулы; кабардинцы; лезгины; гурийцы; карачаевцы; буряты; чукчи; тувинцы; эвенки; коряки; якуты; туркмены; казахи; узбеки; таджики; азербайджанцы; украинцы; эстонцы; литовцы; латыши

Аннотация:

Альбом представляет ряд экспонатов с выставки «Новый человек: между утопией и традицией» (РЭМ, 2022–2023), приуроченной к 100-летию образования СССР и посвященной советским идеям и практикам воспитания нового человека. Идеологам советской власти он представлялся строителем коммунизма, предвестником светлого будущего и борцом с пережитками прошлого. В Советском государстве, разделенном на «национальные квартиры» союзных республик, новые люди воспитывались в социалистической по содержанию и национальной по форме культуре.

Авторы:

Гуляева Е.Ю., научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Докучаева М.А., научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики; Косяк Н.А., научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока; Песецкая А.А., научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья; Петряшин С.С., научный сотрудник первой категории отдела этнографии русского народа, кандидат исторических наук; Попова Л.Ф., заведующий отделом этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Христенко А.В., научный сотрудник первой категории отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы.

В Советском государстве, разделенном на «национальные квартиры» союзных республик, новые люди воспитывались в социалистической по содержанию и национальной по форме культуре. Социалистическое воспитание нового человека должно было проявляться в его трудовом энтузиазме, коллективизме, политической сознательности и культурности, гармоничном сочетании физического и интеллектуального развития.

Пропагандистские образы «советских героев» часто имели национальные особенности. В агитации особо подчеркивалось наличие представителей разных народов среди образцовых новых людей – ударников, стахановцев, летчиков в 1930–1940-х годах, известных спортсменов и космонавтов в 1950–1980-х. Это позволяло говорить об успешной модернизации ранее «отсталых» народностей и их равноправии. Для рядовых граждан «советские герои» служили примерами для подражания, следование которым сулило личный успех и положение в обществе. Советская идеология утверждала, что новые люди могут быть воспитаны только на базе нового социалистического быта.

Сельская жизнь должна была поспевать за передовой городской, что проявлялось в распространении предметов городской – «культурной» – обстановки в колхозных жилищах. Многие элементы народных культур расценивались как вредные пережитки прошлого. Активисты культурной революции боролись с безграмотностью, религиями и «суевериями», закрепощением женщин, антисанитарией и др. Вместе с тем, советская власть адаптировала для целей политической пропаганды и просветительной работы традиционные культурные формы.

Так в Средней Азии и Сибири в 1920–1930-х годах появились красные чайханы, юрты и чумы. Забота о национальных культурах тоже считалась долгом новых людей. Согласно идеологии, культуры народов СССР в своем развитии взаимно обогащались и сближались, что предвосхищало их будущее слияние при коммунизме. Поэтому при поддержке государства развивались национальные литературы, народное искусство, художественная самодеятельность, разрабатывалась модная одежда и новая обрядность с этническим колоритом. Важным инструментом воспитания нового человека выступали музеи. Большинство представленных в альбоме экспонатов было приобретено Государственным музеем этнографии народов СССР (с 1992 г. – Российский этнографический музей) для показа современной жизни советских наций и народностей, пропаганды социалистических ценностей и достижений «ленинской национальной политики».

«Встреча по четвергам», посвященная выставке «Новый человек: между утопией и традицией»