11.07.2023
азербайджанцы; карталинцы; кахетинцы; осетины; кабардинцы; балкарцы; карачаевцы; ингуши
Собрание Российского этнографического музея свидетельствует, что на рубеже XIX–XX веков Кавказ входил в число регионов, где была распространена техника «филе» (от франц. filet – «сетка»). Филейное плетение было известно в Европе с раннего Средневековья. Своего расцвета оно достигло во второй половине XIX века, когда им украшали предметы церковного назначения, использовали для отделки столового и постельного белья, одежды. Для плетения использовали льняные, хлопчатобумажные, реже шерстяные нити. Вещевое собрание кавказского фонда РЭМ в настоящее время включает в себя немногим более 20 женских платков и кружев к ним, выполненных в технике филе периода конца XIX – середины ХХ века. Первыми в собрание РЭМ поступили вещи с территорий Южного Кавказа. Несколько косынок, платок и пелерина были привезены в 1905 и 1907 годах с Кавказской шелководческой станции (Кутаисская губерния). Кружева к грузинскому женскому головному убору лечаки были приобретены в 1917 и 1930 годах в Телавском уезде Тифлисской губернии. Платки и шарф с территории Азербайджана привезены из г. Шемаха в 1905, 1907 и 1916 годах. Платки из республик Северного Кавказа (за исключением двух с территории Осетии, привезенных в 1907 г.) поступали в собрание РЭМ уже в советский период: в 1928 и 1950 годах были приобретены платки у кабардинцев; в 1934 году. – у балкарцев (с. Гунделен); в 1939 году – у ингушей (с. Лейми);. в 1970 и 1971 годах в плоскостной Осетии. Сравнительно меньше в кавказском собрании РЭМ других изделий, выполненных в технике филе. Среди них – кисет, привезенный в 1917 году из Телавского уезда Тифлисской губернии, и два кошелька, переданные в 1960 году. из Музея Революции. В качестве основного материала как для плетения сетки-основы, так и для последующей по ней вышивки использовались шелковые нити домашнего изготовления, различных сортов и разной степени крутки. Обращает на себя внимание цветовое решение. Излюбленным цветом для платков был натуральный некрашеный светло-бежевый с золотистым отливом. Исключениями являются сетки-основы для грузинского лечаки, выполненные в васильковом цвете, и осетинский платок черного цвета. Кисеты и кошельки плели из окрашенных нитей разных цветов – оранжевого, фиолетового, коричневого, бордового и др. Основа для платков, кисетов и кошельков изготавливались одним способом. С помощью специального челнока и палочки или спицы плелась сетка с ячейкой нужного диаметра. На головных уборах – платках и косынках – выполнялась вышивка плотным штопальным швом шелковыми кручеными или некручеными нитями. Растительные, геометрические элементы, а часто их сочетания группировались в композицию либо по всей площади платка, либо концентрировались в одном из углов. Края платков оформлялись разными способами: обвязыванием контура крючком с последующим прикреплением кистей бахромы; путем чередования ячеек разного размера (обычно крупнее, чем полотно самого платка) и реже привязыванием бахромы непосредственно к краю сетки-основы. Шелковые плетеные платки практически повсеместно были популярны в качестве праздничных на Северном Кавказе. Например, такой платок был неотъемлемым атрибутом костюма οсетинскοй невесты и выполнял функцию фаты. Ввиду трудоемкости изготовления платков они являлись семейной ценностью, их берегли и передавали из поколения в поколение. В настоящее время они вновь возвращаются в моду на Северном Кавказе, где кумыки и осетины продолжают традиции их изготовления. В альбоме вещи представлены в порядке их упоминания в тексте: платки, кисет и кошельки, инструменты для плетения сетки-основы, фотографии девушек в платках.
Газданова А.В., научный сотрудник второй категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.