29.05.2023
каракалпаки
В собрании музея представлены образцы утвари из разнообразных материалов, традиционно используемых каракалпаками в быту на протяжении длительного времени – c конца XIX до 60-х годов XX века. Деревянную утварь делали мастера «агаш устасы» (каракалп. «мастера по дереву»). Для изготовления маслобоек они использовали древесину дерева «ак тал» (каракалп. «белая ива», тал). В музейном собрании хранятся маслобойки, принадлежащие к типу долбленых «кураксыз губи» (каракалп. «цельная, сделанная не из кусков»), которые представляют собой сосуды цилиндрической формы, слегка суживающиеся кверху. Мутовки/поршни представлены двумя типами, различающимися рабочей частью: в виде крестовины (кол. 5111-60/2) или цилиндра из кости или дерева (кол. 7876-9; 5111-58). Мутовкой второго типа хозяйки сбивали масло в чугунных котлах, ею же его и черпали. В промысловых артелях использовали маслобойки большого размера. В собрании представлен такой редкий экспонат – «май жуаз», высотой 180 см, окружностью 313 см (кол. 5111-92). Деревянные долбленые миски и блюда предназначались для разных целей: «табак» – для подачи пищи на стол (кол. 7403-33), «самар» – для замешивания теста для лепешек (кол. 7403-28). Готовое тесто раскатывали на доске/столике с невысокими ножками (кол. 7403-29) тонкими (диам. до 3 см) по традиции скалками (5111-67, 7403-30). Также из дерева вырезан черпак/совок «аклыдос» (кол. 5111-59), использовавшийся не только женщинами в домашнем хозяйстве, но и продавцами на базарах для отмеривания сыпучих продуктов, например риса. Большие половники/черпаки «шомиш», представленные в коллекциях, имеют подтреугольную/яйцевидную форму, носик/слив с левой стороны, длинную ручку, которая загибается под прямым углом, образуя крючок, с помощью которого черпак закрепляется на краю котла (кол. 5111-66; 8761-13689; 7403-34). Деревянные ложки в уменьшенном варианте для употребления жидкой пищи повторяли форму «шомиш» с носиком/сливом (кол. 5111-63). Традиционным материалом для изготовления утвари у каракалпаков была тыква-горлянка (лат. Lagenaria), которую выращивали во многих хозяйствах. У её зрелых плодов мякоть высыхает, а оболочка, состоящая из одревесневших элементов и содержащая каменистые клетки, становится чрезвычайно прочной и водонепроницаемой. Считалось, что внутри такой посуды не скапливается влага, а помещенные в нее продукты долго сохраняют свежесть. Мастера, работавшие с тыквой, умело использовали варианты ее природной формы для того, чтобы получить требуемый результат. В собрании представлены черпаки для масла (кол.5111-95; 8230-9), сосуды для хранения воды (кол.8761-13688) и молока (кол. 7876-38). К чрезвычайно древнему способу производства посуды, относится ручная лепка из доступных материалов, к примеру из смеси глины, соломы и органического удобрения. Такие предметы были просты в изготовлении, не требовали гончарного круга, обжига и использовались для разных хозяйственных нужд, в частности для хранения масла (см., например, кувшин «май добле»; кол. 5111-102). Мешки для хранения муки, проса, соли и прочих сыпучих продуктов в форме удлиненного конуса часто шили из выделанной кожи, лицевой стороной внутрь. Некоторые экземпляры украшали геометрической аппликацией из ткани (кол. 5111-76), и тогда они служили также украшением интерьера. Каракалпаки обладали навыком плетения, в частности из тала (местное название кустарниковых видов ивы), например, корзинок, которые использовались для разных целей, в частности для хранения яиц (кол. 7876-39). В хозяйстве в качестве подойника выступали глиняные кувшины с широким горлом и маленькими ручками (кол. 8762-13687; 7403-35), в них же хранили молоко. Поливная посуда представлена в музейном собрании нарядными керамическими блюдами «бадыя», предназначенными для праздничной подачи на стол плова, фруктов. Это изделия работы гончаров Рамбергеновых и Ш. Каляндарова, живших в г. Чимбае в середине XX века (кол. 7876-32-35). Для хранения и подачи воды, а также для традиционных омовений каракалпаки использовали «кумган» – кувшины шарообразной формы, с широким, немного суживающимся кверху горлом, с круглым длинным изогнутым носиком, на низкой круглой ножке (кол. 8761-13686; 8761-13697). Курительная утварь представлена «наскаду» – табакерками из тыквы (кол. 5108-8; 8761-13693), а дорожная утварь «хурджумы» – переметными сумами ворсового и гладкого ткачества (кол.7128-41; 8762-22826, 22827).
Кубель Елена Леонидовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.