19.12.2022
каракалпаки
В собрании Российского этнографического музея представлены все части традиционного каракалпакского мужского костюма, который имеет устойчивый набор элементов, сложившийся за долгий исторический период. Нательной одеждой мужчины была широкая, не очень длинная (примерно до середины бедра) рубаха туникообразного покроя, с горизонтальным разрезом ворота. Такие рубахи из домотканой белой ткани «маты», разрез ворота которых нередко оплетался шелковой тесьмой «джияк» красного цвета (кол.5111-31), были популярны в каракалпакской среде вплоть до 1920-х годов. В это же время бытовала рубаха другого, более позднего, как считается, по происхождению покроя – с вертикальным грудным разрезом и стоячим воротником «ногай жага» (каракалп. «татарский воротник») (кол.5111-32). Мужские штаны «дамбал» в начале XX века шили из домотканой белой маты вполне традиционного для региона покроя (кол.5108-4). Верхней одеждой мужчин являлся камзол «бешпент». В собрании хранятся камзолы 1920-1930-х годов, сшитые на швейной машинке. Все они прилегающего покроя, со швами в плечах и выкройной проймой. Выбор ткани (хлопчатобумажная или шерстяная) зависел от времени года (кол. 8762-22754, 22755). Обязательной одеждой при выходе из дома были также распашные халаты «шапан». Особой популярностью в каракалпакской среде пользовались халаты из лощеной ткани красного цвета в узкую полоску. Их туникообразный покрой не менялся на протяжении длительного времени (кол. 5111-30; 8762 -23808). Подпоясывались мужчины кушаками из хлопчатобумажной ткани (кол.8762-23811. Конец XIX – начало XX в.). Зажиточные молодые мужчины в этот же период предпочитали кушаки, сшитые из шелка красного цвета Хивинского производства (кол.876-16). Богатые люди заказывали кожаные пояса, декорированные многочисленными серебряными накладками с позолотой и гравировкой (кол.8763-674,675. XIX век.). Молодые мужчины носили на поясе специальные мешочки «чайхалта» для чая и табака. Невесты шили их из ткани своим суженым и вышивали разноцветным шелком. Эта традиция существовала долгое время, о чем свидетельствуют памятники из собрания музея. Самый ранний датируется серединой XIX века (кол.8762-23892); и целая группа – первой третью XX века (кол.7128- 133-139). К началу XX века головной убор каракалпакского мужчины состоял из большой шапки «кураш» / «чугурма» из овчины черного, реже коричневого меха. В коллекции хранится несколько экземпляров «кураш» 1920-1930-х годов. Они изготовлены в форме низкого усеченного конуса основанием кверху. К войлочной основе пришита черная овчина мехом наружу. Диаметр верха составляет около 40 см, высота немногим более 10 см (кол. 5111-1, 29). В 1920-е годы в быт городского населения широко вошли вышитые или гладкие бархатные тюбетейки «такъя», которые шили как из фабричных тканей, так и тканей местного производства. Тюбетейки с вышитым геометрическим орнаментом, с узором «муйиз» («рога барана») называли «казба такъя» (каракалп. «резная тюбетейка»). Форма тюбетейки была куполообразной, донце сшивали из четырех частей и простегивали мелкими стежками. Околыш обшивали тесьмой «джиек» ручного плетения. Подкладка из хлопчатобумажной ткани проклеивалась для жесткости. Общая высота тюбетейки не превышала 12 см. В 1920-е годы широкое распространение получили яркие тюбетейки, украшенные помпонами, которые носили девушки и молодые парни. Излюбленными материалами для их изготовления были зеленый плюш (кол.8762 – 23815), или яркий бархат с абровым узором (кол.8762- 16, 17, 18,19). Околыш прошивали шелком мелкими стежками, или просто обкручивался красными шелковыми нитями кустарного производства (кол. 5111 – 34, тюбетейка в процессе изготовления. Первая треть XX в.). Мужская обувь в собрании представлена образцами работы отдельных мастеров начала XX века, а также моделями артельного производства 1920-1930-х годов. Архаичным вариантом обуви у широкого круга скотоводов-кочевников была обувь из войлока. У каракалпаков войлочные чулки «уйык» / «уюк» в начале XX века зимой носили старики. По традиции они были длиной выше сапога, закрывали колени. Верхняя часть чулка полукруглой формы, украшалась вышивкой (кол.5108-6/1,2).
Кубель Елена Леонидовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.