Вернуться
Альбомы

Арктика. Освоение Арктики служилыми людьми. Обмен, торговля, ярмарка

Дата:

09.12.2022

Серия:
Арктика
Народ:

чукчи; коряки; марковцы; долганы; эвенки; якуты; ненцы; русские

Аннотация:

Освоение русскими Арктики строилось более на партнерстве, чем на вражде. Основную роль здесь играла торговля, которая не только формировала экономические отношения с народами Арктики, но и являлась инструментом дипломатии и политики. Уже в Средние века на Севере возникла прочная сеть торговых путей, породившая активное движение людей, вещей, идей, взаимно обогащая культуры близкие и далекие. В начале XVI в. русские хорошо знали морской путь от Архангельска и Печоры в Обскую губу и устье Енисея, но наиболее интенсивно торговые отношения стали развиваться после похода Ермака против сибирского хана Кучума (1581–1585), который положил начало освоению Сибири и её присоединению к России. Коренное население Сибири, принявшее подданство Русского государства, платило пушниной особый налог ясак. Наибольшую ценность представляли шкурки соболя. Казаки и купцы могли приобретать ценные меха у населения только после окончания ясачного сбора. Торговля с коренными жителями носила меновый характер, проводилась на основе взаимной договорённости и учитывала их вкусы и предпочтения. Например, медный котёл для арктического охотника был ценнее, чем помещенная в него большая связка шкурок соболя. Язык обмена, торговли стал языком диалога культур, условием их сближения, и в конечном счете дал импульс к формированию единого хозяйственно-культурного пространства страны. К середине XVIII в. на берегах рек Северо-Восточной Сибири сформировалось старожильческое население – потомки казаков, русских промышленников, которые после истребления пушного зверя занялись речным рыболовством, оленеводством и собаководством, позднее смешались с местным коренным населением эвенами, юкагирами, коряками, чукчами, якутами. Наиболее известными старожильческими группами в Арктике являются затундренные крестьяне, русскоустинцы, походчане, марковцы. Переняв многое из образа жизни соседних народов – занятия, средства передвижения, утварь, одежду, кухню, но сохранив русский язык, православную веру и фольклор, каждая старожильческая группа создала свою особую неповторимую культуру. Воплощением торговых отношений были ярмарки: именно здесь происходила встреча культур, демонстрация богатства и обмен ценностями, благодаря чему была создална плотная сеть общих экономических, культурных, государственных связей. Организация в XVIII в. ярмарок на Северо-Востоке способствовала закреплению отношений с коренными народами, особенно с воинственными и не принявшими до этого времени российского подданства чукчами. На ежегодной Анюйской ярмарке чукчи охотно обменивали шкуры красных и черно-бурых лисиц, клыки моржей, полученные от аляскинских эскимосов шкуры бобров, выдр, куниц на привезённые русскими торговцами кирпичный чай, листовой табак, железные топоры, пики, ножи, медные котлы, чайники, курительные трубки, платки, иглы, бисер и т.п. Заинтересованность чукчей в торговле с русскими способствовал добровольному установлению мирных отношений и прекращению захватнической войны с коряками и другими соседними народами. В начале XX в. активная торговля стала проводиться на Анадырской, Еропольской, Ванкаремской, Палпальской и Каменской ярмарках, что способствовало дальнейшему укреплению добрососедских отношений чукчей с соседними народами. В.В. Горбачева

Авторы:

Горбачёва Валентина Владимировна, заведующая отделом этнографии Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук. Составитель альбома – Соловьева К.Ю., зав. отделом фотографии