Вернуться
Альбомы

Арктика. Христианизация

Дата:

09.12.2022

Серия:
Арктика
Народ:

саамы; карелы; русские; коми; ханты; эвены; эвенки; якуты; марковцы

Аннотация:

Христианство у карел и саамов Карелы и саамы по вероисповеданию – православные. Территория, где проживали эти народы, во второй половине XIX в. была покрыта сетью православных приходов. С середины XVI в. благодаря усилиям преподобного Трифона Печенгского, основателя Печенгского монастыря, были крещены кольские саамы (лопари), первые приходы были основаны в XVII в. Несмотря на миссионерскую деятельность православной церкви, среди коренного населения региона (особенно карел) было и много приверженцев старообрядчества. Старообрядцы не посещали православные храмы, они молились в специальных помещениях-моленных или в домах. Умерших приверженцев старой веры хоронили на специальных кладбищах. У старообрядцев кладбище наряду с моленной являлось одним из центров духовной жизни. В местах плотного расселения староверов деревенские кладбища располагались почти при каждом поселении, там же, где старообрядческое население было немногочисленным, существовали специальные места захоронений при часовнях или моленных домах, на которых хоронили умерших из разных деревень. Намогильные памятники старообрядцев имели свою специфику. Наиболее распространенными во второй половине XIX в. были восьмиконечные кресты (расписные, резные и подписные) и голубцы (резные столбы с двухскатной крышей, в верхней части которого располагался крест, либо икона с крестом). Вместе с тем у карел и саамов вплоть до XX в. сохранялись различные поверья, приметы и обряды, связанные с дохристианскими верованиями. Население продолжало верить в духов природы, очиcтительную силу огня, промысловую магию, культ семейно-родовых духов-покровителей. Л.В. Королькова Старообрядчество. Поморы В общественной жизни Поморья и в процессе формирования поморской группы важную роль сыграло старообрядчество. Самым крупным староверческим поселением стало Выгорецкое общежительство (Даниловский скит), основанное в 1694 г. на реке Выг (женская его часть на реке Лексе была организована в 1706 г.) и ставшее центром духовности в Заонежье. Помор, даже не старообрядец, должен был по традиции хоть раз в жизни побывать в Данилове. Старообрядцы-беспоповцы создали устав Поморского согласия, приближенный к традиционным нормам монастырской жизни: ограничение мирских потребностей, сочетание религиозных интересов с хозяйственной деятельностью и ремеслом. Ремесленная деятельность старообрядцев была значительна. Они занимались выделкой кож для книжных переплетов и лестовок, книжной миниатюрой и иконописанием, росписью и резьбой по дереву, выделкой берестяных, медных и серебряных изделий, славились ткачеством, шитьем шелком, бисером, золотом и серебром. О.Г. Баранова Православие. Коми-ижемцы Экономическим и культурным центром коми-ижемцев является село Ижма, которое было основано в последней четверти XVI в. Коми-ижемцы придерживались официального православия, при этом, как отмечали дореволюционные исследователи, религиозность ижемцев характеризовалась особой ревностью: они жертвовали значительные суммы денег на постройку храмов. Так, в 1806-1828 гг. на месте разобранного деревянного храма Церковь Преображения Господня в с. Ижма, на пожертвования местных жителей было построено каменное здание храма с колокольней. У коми-ижемцев, как и русских-помор, в прошлом бытовала традиция установки обетных и охранительных крестов в сельских поселениях, которая сохранилась до настоящего времени. А.А. Чувьюров Христианизация. Народы Сибири Хозяйственное освоение арктических территорий Русским государством сопровождалось распространением русской культуры и православной веры. Оседание крестьян и служилых людей на новых землях, постоянные контакты и смешанные браки способствовали восприятию туземным населением некоторых идей христианского вероучения. На уровне государства христианизация рассматривалась как важное средство утверждения его основ среди аборигенных народов. Церковь сыграла огромную роль в освоении арктических территорий. Христианизация коренного населения Северной Сибири началась с конца XVI в. – момента освоения русскими служилыми людьми данной территории. Важным этапом духовного освоения Арктики явилось становление института собственных, сибирских святых. В 1642 г. произошло обретение мощей первого сибирского святого — Василия Мангазейского. В том же году скончался блаженный Симеон Верхотурский, признанный праведным еще при жизни. Активная миссионерская деятельность в Арктике началась уже в XVIII в. Сразу же вслед за основанием административных учреждений там создавались духовные центры, их деятельность привела к окончательному распространению и закреплению православия среди местного населения. Христианизация Арктики носила также просветительский характер. Здесь повсеместно организовывались школы, в которых готовили помощников миссионеров, служителей церкви, переводчиков. Отдалённость и труднодоступность арктических земель, суровые климатические условия, непонимание населением основ христианского вероучения и нежелание отказываться от своих традиционных верований, а также языковой барьер существенно осложняли деятельность миссионеров. Признавая частично силу «русского Бога», арктические народы все же сохраняли приверженность давно укоренившимся объектам культового поклонения, считая их более могущественными. К началу XX в. христианство было воспринято большинством аборигенного населения. Однако местная вера имела особый характер: ряд положений православия и внешняя обрядовая сторона слились с традиционными религиозными представлениями, наслоились на них, создав причудливую картину религиозного синкретизма. В.В. Горбачева

Авторы:

Баранова О.Г., научный сотрудник высшей категории отдела этнографии русского народа; Королькова Л.В., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики; Чувьюров А.А., научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Поволжья и Приуралья, кандидат исторических наук; Горбачева В.В., зав. отделом этнографии Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук. Составитель альбома – Соловьева К.Ю., зав. отделом фотографии

Переход в ENG:
После реставрации