Вернуться
Альбомы

Арктика. Сакральный мир: святилища и шаманизм

Дата:

09.12.2022

Серия:
Арктика
Народ:

ненцы; селькупы; кеты; авамские самоеды; ханты; эвенки; чукчи; коряки

Авторы:

Карапетова И.А., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока; Горбачева В.В., зав. отделом этнографии Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук; Соловьева К.Ю., зав. отделом фотографии. Составитель альбома – Соловьева К.Ю., зав. отделом фотографии

Переход в ENG:

Святилища

Священные места или святилища, составляли неотъемлемую часть духовной культуры северных народов. Это территории, отмеченные особой сакральной значимостью, своего рода духовные центры, где, согласно традиционным представлениями, люди оказывались ближе всего к богам. Здесь же, посредством ритуала, символически актуализировалась связь людей с прошлым, божественными творцами и предками. 

Культовые места, относятся к пласту древних, дохристианских верований. Сакральная топография священных мест демонстрирует общие признаки. Все они были расположены на возвышенных приметных местах, или на высоких берегах рек. Наиболее значимые святилища имели особый сакральный статус и находились на удаленных местах: острове Вайгач и Белый или мысах - «краях земли - мыс Хаэн-сале на северной оконечности Ямала, где проходила символическая граница между мирами. 

У ненцев центром святилища являлась особое жертвенное место, символизирующее чум и представлявшее собой сложенные из оленьих, медвежьих черепов (голова считалась вместилищем души) в виде конуса. Здесь же располагалось антропоморфное изображение Хэхэ   духа-хозяина или хозяйки святилища, а также остроголовые, вырезанные из дерева сядеи – стражи священного места. На каждом святилище присутствовали камни, символизировавшие место обитания богов   Уральские горы, и изделия из металла, одного из главных символов мира духов в ненецкой традиции.

Святилища у ненцев имели свою иерархию, условно подразделяясь на общененецкие, родовые и семейные. Кроме того, существовали святилища, расположенные в урочищах, вблизи значимых промысловых угодий, у переправ через крупные реки, где весной перед началом рыболовного сезона, а осенью   охоты проводились обряды, связанные с различными этапами хозяйственного цикла, которые были направлены на достижение удачи в промыслах.

Автор: И.А. Карапетова

 

Шаманизм

В основе шаманизма – одного из наиболее ярких явлений архаического мировоззрения – лежат представления о множественности миров, населенных божествами и духами, от которых зависит здоровье и благополучие людей. Слово шаман, взятое из тунгусо-маньчжурских языков, стало известно во всем мире благодаря исследователям и путешественникам. Оно связано с глаголом «са» – «знать». Каждый народ называл шаманов по-своему: например, ненцы – «тадебей», эвенки – «саман», «шаман».

Шаманы, наделенные способностью проникать в иную реальность, являлись посредниками между человеком и сакральным миром. Обитатели Арктики считали их избранными людьми, способными вступать в контакт с духами.

Шаманский дар не приобретался добровольно, а передавался по наследству, чаще всего через одно-два поколения. Будущий шаман, избранный духами для шаманской практики, не мог отказаться от неё. Избрание сопровождалось особым психологическим состоянием, так называемой «шаманской болезнью», которая обычно проявлялась в подростковом возрасте. Становление новообращенного продолжалось несколько лет. Чем сильнее был шаман в сакральном отношении, тем больше он имел атрибутов, тем более разнообразной становилась сфера приложения его сил.

Шаман был посредником между сакральным миром и человеком, обладал способностью видеть эту иную особую реальность и общаться с духами. Во время проведения ритуала камлания, представлявшего собой обрядовое действо, шаман входил в транс или особое экстатическое состояние и совершал «путешествие» по Вселенной, вступая в контакт с божествами и духами Верхнего, Среднего и Нижнего миров. Цель камлания зависела от силы шамана. Особое значение в шаманской практике имели одежда, бубен, колотушка, а также антропоморфные и зооморфные изображения духов-помощников. С их помощью шаман осваивал мифологическое пространство, выступая не только как посредник, но и защитник.

Вся деятельность шамана была направлена на поддержание жизнеспособности сообщества. Основными функциями его были лечение, отправление промысловых и семейных обрядов, а также гадание и предсказание. В этом смысле шаман являлся признанным духовным лидером в традиционных практиках арктических народов.

Авторы: В.В. Горбачева, К.Ю. Соловьева