Вернуться
Альбомы

Каракалпаки. Музыкальные инструменты

Дата:

14.12.2022

Серия:
Каракалпаки
Народ:

каракалпаки

Аннотация:

Самыми ранними по времени поступлением музыкальных инструментов в собрание музея являются два памятника, приобретённые А.Л. Мелковым, работавшим в 1929 году по заданию ЭО РМ (ныне – РЭМ) над сбором коллекции памятников материальной культуры каракалпаков второй половины XIX – первой четверти XX века. В г. Чимбае собирателю удалось приобрести «шатырлахук» – трещотку, деревянный ударный инструмент (кол. 5111-90) и «шин-кобыз» – варган, щипковый инструмент (кол. 5111-89), датируемые первой четвертью XX века. Небезынтересно, что в списке собирателя, термин «шин-кобыз» переводится как «настоящий кобыз». Этот губно-ротовой инструмент, состоящий из кованого металлического прута и стального язычка, был согласно каракалпакской традиции девичьим и женским музыкальным инструментом. Играют на нем, прикладывая левой рукой к зубам, а указательным пальцем правой руки прикасаясь к стальному язычку инструмента, с помощью вдоха и выдоха подбирая нужную ноту. Закончив играть, девушки привязывали варган к концу косы, дабы не повредить его тонкий язычок. В 1930-х годах, в собрание Музея народов СССР (коллекции которого были переданы в 1948 г. в ГМЭ – ныне РЭМ) поступило несколько музыкальных инструментов. Самым ценным из них был переданный в 1933 г. каракалпакским постоянным представительством в Москве «гиджак» (кол. 8761-12833). Этот струнный черенковый смычковый инструмент (пиколютня), корпус которого в соответствии с каракалпакской традицией сделан из тыквы и обтянут кожей, датируется концом XIX – началом XX века. Не менее ценным памятником является также «дутар» (кол.7897-5) – , двухструнный, щипковый музыкальный инструмент работы народного мастера Сеид Нияз Жаримбетова, приобретенный в 1962 г. научным сотрудником музея Б.З. Гамбургом во время его командировки в Каракалпакскую АССР. Жаримбетов, 1895 г.р., проживал в Кегейлийском р-не, учился мастерству деревообделочника у своего дяди по материнской линии. Музыкальные инструменты, по его словам, начал делать в 1930 году. При изготовлении указанного «дутара» мастер следовал древним традициям – его грушевидный корпус выдолблен из тутового дерева и украшен инкрустацией из резной кости. Данный инструмент был ему особенно дорог, так как предназначался в качестве подарка ко дню рождения сына, о чем свидетельствует вырезанная надпись на двух пластинах, расположенных по краям шейки инструмента.

Авторы:

Кубель Елена Леонидовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана