Вернуться
Альбомы

Образы животных в культуре народов Дальнего Востока

Дата:

25.01.2023

Серия:
Образы животных
Народ:

удэгейцы; негидальцы; ороки; нанайцы; эвенки; эвены; орочи; удэ; ульчи; гиляки; нивхи; коряки; алеуты

Аннотация:

В традиционной культуре и ритуальной практике народов Дальнего Востока конца XIX – начала XX века важное место занимала система мировоззрения, основанная на взаимосвязи человека и природы, Космоса, растительного и животного мира, которая проявлялась в шаманстве, медвежьем празднике, культе моря, календарной обрядности, лечебных и промысловых обрядах. Особое внимание охотники, рыболовы, морские зверобои и оленеводы севера и юга Дальнего Востока уделяли промысловой практике и связанным с ней, обычаям и обрядам. Детские игрушки коряков, изображающие оленей либо упряжку оленей, хорошо иллюстрируют быт оленеводов. Предметы, связанные с охотничьим промыслом и повседневным укладом жизни эвенов, негидальцев, удэгейцев характеризовали особое отношение к таким зверям, как олень, медведь, тигр. На эвенской коробке для стрел изображены два бегущих оленя – основной объект промысловой деятельности. На коробке нивхов также изображены олени и птицы, подобные чукотским наскальным рисункам. Антропоморфная фигура духа-хозяина охоты негидальцев, имеющая навершие в виде медвежьей головы, характеризует промысловый культ и роль духов в нем. Удэгейцы изображали духа охоты, сидящим верхом на тигре. Народы Амура и Сахалина – ульчи, ниви, уйльта-ороки – зимой праздновали медвежьи игрища, связывая их с представлением о медведе-первопредке и отправлении его в горный мир духов-хозяев. На празднике использовалась ритуальная посуда из дерева или лосиного рога с изображением фигуры медведя или его морды. Уникальна связка амулетов уйльта-ороков, состоящая из фигурок медведей и духов-охранителей дома, хозяев гор и рек. Медведь считался первопредком всех людей, в его образе представлялся горный дух, охранитель дома. Интересны предметы, ассоциирующиеся с культом моря, бытовавшие в основном у орочей, коряков и алеутов – обитателей Тихоокеанского побережья. Это изображение хозяина моря верхом на тюлене (у орочей), ритуальная фигурка кита, присутствующая на празднике хозяина моря (у коряков); ритуальные головные уборы, несущие изображения морских животных (у охотников-алеутов), а также предметы ритуального лечебного комплекса, связанного с культом воды (у нанайцев). Многие вещи каталога иллюстрируют космогонические и астральные мифы. Таковы нивхские игрушки – утки, медведи, собачки, служившие оберегами; нанайское панно, посвящённое происхождению людей разных родов от животных; эвенкийская ритуальная одежда, несущая образ священного оленя на весеннем празднике нового года Икэнипкэ (обновления жизни); меховой коврик эвенов с двумя запечатлёнными оленями и солнцем, отражающими сюжет мифа о похищении солнца оленями. Наиболее широко представлены шаманские предметы одежды с изображениями духов-помощников в образе различных зооморфных (медведь, тигр, гагара, лягушка, дракон, олень) и антропоморфных существ, а также предметы ритуальной скульптуры (лечебной, промысловой, инициальной, связанной с отправлением души в мир мертвых). Главными духами-помощниками шамана у народов Дальнего Востока считались дракон, тигр, медведь и пантера. Они считались сильными духами в лечебной магии и промысловых обрядах. Таким образом, изображения животных занимали видное место среди бытовых и ритуальных предметов традиционной культуры народов Дальнего Востока и отражали их представления о мире.

Авторы:

Сем Татьяна Юрьевна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук