Вернуться
Альбомы

Арктика. Семья – люди одного огня

Дата:

12.12.2022

Серия:
Арктика
Народ:

саамы; карелы; коми; ненцы; долганы; эвенки; эвены; чукчи; коряки

Аннотация:

Освоение огня изменило ритм и пространство передвижений, открыло путь в Арктику. Огонь, обогревавший жилище, стал домашним очагом, вместе с тем создав особое, сакральное, пространство дома. С глубокой древности у древних насельников Арктики существовало представление об огне как о доброжелательном существе. Духи огня позже приобрели антропоморфную форму, представляясь арктическим народам в образе старухи, «бабушки» или «хозяйки огня» (не обязательно пожилого возраста), а у якутов – «хозяина огня». К огню выработалось особое отношение. В него нельзя было бросать иголки и другие острые предметы, шишки кедрача и ели, «чтобы не залепить смолой глаза» хозяйке или хозяину огня. Около огня запрещалось колоть дрова и поправлять их ножом в очаге, проливать кровь птицы или животного, «чтобы не рассердить её», плевать в огонь и заливать его водой. Так как огонь считался хранителем благополучия семьи, то перед приёмом пищи, его обязательно «кормили» жиром, мясом и даже вином или водкой как редкими продуктами. При этом обращались к нему с просьбой о помощи в хозяйственных занятиях. Заботясь о людях, огонь мог потрескиванием «говорить» о хорошем промысле и состоянии оленьего стада», предупреждать о грядущих бедах. Если этот звук слышали утром – это было добрым знаком, если вечером – плохим. Семьи, связанные общностью огня, назывались «имеющими один огонь», «люди одного огня». Такая связь семьи и семейного очага была характерна для всех арктических народов. Она прослеживается не только в особом отношении к огню очага, в каком бы виде он ни был (открытый огонь, огонь в печке-буржуйке у современных оленеводов, в стационарной печке у поморов), но и в традиционных свадебных обрядах с приобщением невесты к семейному очагу мужа и праздниках. В.В. Горбачева

Авторы:

Королькова Л.В., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики, кандидат исторических наук; Чувьюров А.А., научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Поволжья и Приуралья, кандидат исторических наук; Карапетова И.А., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока; Федорова М.В., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока; Горбачева В.В., зав. отделом этнографии Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук Составитель альбома – Соловьева К.Ю., зав. отделом фотографии

Переход в ENG: