Вернуться
Альбомы

Арктика. Одежда – второй дом

Дата:

12.12.2022

Серия:
Арктика
Народ:

финны; саамы; карелы; ижемцы; ненцы; ханты; нганасаны; энцы; долганы; эвенки; русские; чукчи; коряки; эскимосы

Авторы:

Королькова Л.В., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики, кандидат исторических наук; Чувьюров А.А., научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Поволжья и Приуралья, кандидат исторических наук; Карапетова И.А., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока; Федорова М.В., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока; Горбачева В.В., зав. отделом этнографии Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук Составитель альбома – Соловьева К.Ю., зав. отделом фотографии

Переход в ENG:

Одежда карел и саамов

Костюмные комплексы северных карел и саамов в XIX веке они еще сохраняли этническую и локальную специфику. В состав одежды карел входил сарафанный и юбочный комплексы. Мужчины носили льняные рубахи, штаны, короткие или длинные кафтаны, шубы, шапки и шляпы из соломы (летом) и войлока и меха зимой, шерстяные носки, чулки и рукавицы.

Одежда различных локальных групп саамов различалась по типам головных уборов, цветовой гамме и отделке костюмов. Зимой девушки, женщины и мужчины носили глубокие шапки, с небольшими наушниками сшитые из сукна, меха. Летом носили обувь в виде башмаков с мягкой подошвой и заостренными приподнятыми кверху носками; зимой – яры – обувь в виде длинных сапог из шкур молодых оленей шерстью наружу или меховые штаны, сшитые с обувью. В холода поверх плечевой суконной одежды надевали «печок» – глухую одежду из оленьих шкур, сшитую мехом наружу и стянутую у ворота шнуром. Во второй половине XIX века в комплект летней саамской одежды вошел сарафан с кофтой и юбка с кофтой, а также большие шелковые и шерстяные шали. Эта одежда была заимствована у русского населения Архангельской губ. 

Л.В. Королькова

Одежда населения Арктики

Традиционный костюм каждого из северных народов имел ярко выраженную этническую специфику, проявлявшуюся в особенностях кроя, украшениях, расположении декора, он являл собой пример адаптации к суровому климату. В конструкции традиционной одежды были учтены не только теплоизоляция, но также легкость, мягкость, эластичность и способность поддерживать естественный для тела микроклимат.

Основным материалом для пошива одежды служили шкуры промысловых животных, главным образом, оленя. Олений ворс имел особое строение: каждая ворсинка представляла собой полую трубку, что позволяло аккумулировать и сохранять тепло человеческого тела под одеждой даже в сильные морозы. Все детали одежды сшивались сухожильными нитками, которые не рвались на морозе и органично соединялись со сшиваемым материалом. Швы для тепла прокладывались оленьим волосом.

У морских зверобоев и оленеводов тундры была распространена одежда глухого покроя, наиболее приспособленная для защиты от снега, ветра и мороза. При этом женская одежда у ненцев, хантов, нганасан и энцев была распашной. Связано это было с тем, что женщины, в отличие от мужчин, больше времени проводили в жилище. Носили одежду ворсом к телу, но зимой она, как правило, была двойной: мехом внутрь и мехом наружу, и шили ее из шкур осеннего забоя, имевших более густой теплый ворс.

Для охотников тайги основной меховой одеждой была короткая, прямого покроя распашная «парка» мехом наружу, которую эвенки дополняли нагрудником. Особым типом верхней одежды был комбинезон   специфический женский, характерный для чукчей, и детский. Материалом для изготовления зимней обуви у народов Севера служил «камус» – мех с ног оленя. Эту обувь носили и оленеводы тундры, и таежные охотники. Морские зверобои использовали для шитья обуви нерпичьи шкуры.

Воспринявшие ненецкую оленеводческую культуру коми-ижемцы, а через них саамы и русское население арктического побережья, заимствовали ненецкую, глухого покроя верхнюю меховую одежду – «малицы» и «совики», а также обувь из камуса.

По достоинству оценили легкую, теплую и удобную одежду местного населения исследователи Севера и первые полярники

В настоящее время традиционная меховая одежда остается важным элементом культуры народов Севера и Сибири, она используется в качестве промысловой и зимней, надевается поверх платьев и костюмов фабричного производства.

И.А. Карапетова