Вернуться
Альбомы

Выставка «Мы русские. Локальные группы русского народа»

Дата:

26.12.2022

Серия:
Альбомы к выставкам
Костюм
Народ:

русские

Аннотация:

Выставка «Мы русские. Локальные группы русского народа» – это рассказ о материальной культуре локальных групп русского народа в конце XIX – первой половине XX века, который помогает увидеть вариативность и богатство русской народной традиции.

Авторы:

Зимина Татьяна Александровна, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии русского народа; Шангина Изабелла Иосифовна, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук, профессор

В конце XIX – первой половине XX века русские, расселившиеся за века своей истории на огромном евразийском пространстве, осознавали себя единым народом с единой православной верой и языком, говорили на одном языке и обладали общей традиционной культурой, доставшейся им от предков. В то же время внутри русского народа встречались и встречаются в наши дни отдельные группы, традиционная культура которых, язык, православная вера и даже внешний облик имеют некоторые специфические особенности. Такие подразделения ученые обычно называют локальными или этническими группами. Они, как правило, имеют свое название, а люди, их составляющие, считая себя русскими, осознают и свою принадлежность к той или иной группе. 
Появление таких подразделений внутри русского культурного единства объясняется долгой и сложной историей формирования русского народа и его расселением по огромным пространствам Евразии в XV–XIX в. 
В альбоме представлены предметы одежды, составляющие костюмные комплексы и приобретенные самостоятельно, предметы быта и хозяйственной деятельности мещёры Пензенской, Рязанской и Тамбовской губерний; полехов Калужской и Орловской губерний; пушкарей, теблешан и тудовлян Тверской губернии; сицкарей Ярославской губернии; усть-цилёмов Архангельской губернии; каменщиков и поляков Алтая; марковцев Восточной Сибири. 

Памятники вещевой культуры Российского этнографического музея, позволяют увидеть своеобразие каждой из этих групп и их общерусскую основу.

Мещёра

Мещёра – этнотерриториальная группа русского народа, проживающая в селах и деревнях Мещёрского края, т.е. левобережья реки Оки и бассейна ее притоков Пры и Мокши, на территории современных Рязанской, Тамбовской, Владимирской областей, а также в отдельных деревнях Пензенской области. В далеком археологическом прошлом в Мещёрском крае с малоплодородными землями и обилием густых лесов жило финно-язычное племя мещёра, родственное современным мордве и марийцам. Их основными занятиями были охота и рыболовство. В XIII–XV веках на эти земли переселились славянские племена – предки русских, которые постепенно ассимилировали мещёру. В результате появилась особенная группа населения, говорившая на русском языке, обладавшая русским самосознанием, но сохранявшая в языке и культуре некоторые компоненты, общие с культурой финно-угорских народов Поволжья. Мещёрой, русской мещёрой, называли эту своеобразную по культуре группу населения их соседи. Сами жители Мещёрского края обычно говорили: «Нас дразнят мещерой, а мы русские», считая, что между ними и русскими нет никакой разницы.

Полехи

Полехи – этнотерриториальная группа русского народа Калужско-Брянского Полесья, живущая в лесистых и заболоченных местах бассейна рек Десны и Сейма в Брянской, Калужской и Орловской областях. Основу группы составляют потомки племени северян – древнейшего славянского населения лесной полосы Восточной Европы. Монголо-татарские завоеватели, напавшие на Русь в XIII веке, не смогли проникнуть через леса и болота на их земли. Северяне продолжали здесь жить, сохраняя древнерусскую культуру и язык вплоть до середины XVII века. Во второй половине XVII века в полесских землях появились русские переселенцы из Волго-Окского междуречья и западных земель, где сейчас живут белорусы и литовцы. Смешение переселенцев с прямыми потомками северян привело к возникновению в Полесье группы полехов, отличавшихся от соседей своеобразием местных культуры и говора. Традиционная культура полехов, южнорусская в своей основе, включает в себя украинские, белорусские, литовские компоненты и архаические черты культуры славянских племен домонгольского периода.

Пушкари

Пушкари – этнотерриториальная группа русского народа, живущая в 17 деревнях Сандовского района Тверской области. Эта местность носила название Пушкарщины, а ее жители были известны как пушкари. Название группа получила по имени помещиков Мусиных-Пушкиных, к крепостным крестьянам которых относилась. В первой трети XVIII века владелец Пушкарщины был выслан в Сибирь, а его земли отошли в казну. Крестьяне из крепостных были переведены в разряд государственных, но их продолжали называть по имени бывших владельцев. Пушкари, отделенные от остального русского населения лесами и болотами, жили замкнуто, почти не общались с соседями, у них были свои праздники и молодежные гулянья, и даже браки заключались только внутри своего сообщества. Закрытый образ жизни пушкарей способствовал сохранению у них многих старинных элементов культуры, которые у других тверских крестьян давно ушли в прошлое.

Теблешане

Теблешане ─ этнотерриториальная группа, жили в 36 деревнях по берегам реки Теблешки в Теблешской волости Бежецкого уезда Тверской губернии (ныне Житищенское и Моркиногорское сельское поселение Бежецкого района). Соседи теблешан считали их «другим, нерусским народом», а их земли называли «Теблешским царством». Их отличали от остальных русских Тверской губернии по языку: «в их говоре сохраняется что-то древнее, старорусское», и отмечали их приверженность старине в бытовом укладе и в мировоззрении. Происхождение этой группы до конца не выяснено. Одни считают, что теблешане ─ потомки древнего славянского племени кривичей и являются автохтонным населением Бежецкого края. Другие полагают, что их предками были древние новгородцы, которые, продвигаясь в XII–XIII на север в белозерские земли, остановились на этой территории. Третьи уверены, что теблешане – переселенцы XVII века с западнорусских земель. По преданиям самих теблешан, они были переведены сюда, по одной версии, из Рязанского края, по другой – оказались здесь по указу Екатерины II в наказание за участие в восстании Е. Пугачева.

Тудовляне

Тудовляне – этнотерриториальная группа русского народа – жители деревень, расположенных по реке Туд в Ржевском уезде Тверской губернии (ныне Оленинский район). В Ржевском уезде издавна отличали население бассейна реки Туд от тех, что жили в других его местах. Соседи называли их тудовлянами, и в разговорах подчеркивали некоторую «инаковость» их языка и быта. Некоторые исследователи полагают, что в сложении этой группы приняли участие белорусы. Другие даже считают тудовлян обрусевшими белорусами. Белорусские черты, которые явно прослеживаются в языке, свадебной обрядности, жилище и особенно в женских костюмах тудолян, объясняются историческим прошлым западных районов Тверской губернии, в частности Ржевского уезда. Земли по реке Туд были заселены давно, уже в XV веке они имели свой центр ─ с. Спасское (с XVII века ─ Молодой Туд). Западная окраина древней Тудовской волости долгое время входила в состав Великого княжества Литовского и только в 1618 году по Деулинскому перемирию, заключенному после русско-польской войны, окончательно вошла в состав Русского государства. После присоединения к Русскому государству потомки белорусов подверглись сильному влиянию русского населения и полностью с ними слились.

Сицкари

Сицкари – этнотерриториальная группа русского народа, населявшая верхнее и среднее течение реки Сить (Некоузский и Брейтовский районы Ярославской области). Группа формировалась в течение нескольких веков: в X веке на этой территории появились славянские племена, ассимилировавшие местное финно-язычное население; в XII–XIV веках здесь обосновались новгородцы и суздальцы; в последней четверти XV века после падения Новгородской республики сюда были сосланы новгородцы, а в первой половине XVII века после русско-шведской войны переселены карелы. Сицкари заметно отличалась от остальных ярославцев внешним обликом и говором: небольшого роста, с очень светлыми глазами и волосами, с не совсем понятной для других русских речью. Кроме того, они мало занимались хлебопашеством, предпочитая ему ремесла, прежде всего плотницкое дело.

Усть-цилёмы

Усть-цилёмы – этноконфессиональная группа русского старообрядческого населения с. Усть-Цильма, расположенного в месте впадения реки Цильмы в Печору, и соседних малодворных деревень вдоль рек Пижмы и Печоры, Усть-Цилёмского района Коми Республики. Усть-цилёмы считаются потомками новгородцев, осваивавших с XII века север Восточной Европы, в том числе и земли по реке Печоре. Село Усть-Цильма было основано в 1542 году на месте старинного новгородского поселения. В конце XVII – начале XVIII века Усть-Цильму стали заселять противники церковной реформы патриарха Никона из Москвы, Новгорода, Приморья, спасавшиеся от религиозных преследований. Вскоре Усть-Цильма стала центром старообрядцев-беспоповцев поморского толка на Русском Севере. Усть-цилёмы сохранили в чистоте свою «древлеправославную веру» и многие черты бытового уклада и культуры Средневековой Руси. В то же время они сочли возможным использовать опыт аборигенов края – ненцев и коми-ижемцев, заимствовав некоторые компоненты их культуры.

Каменщики

Каменщики – этноконфессиональная группа русского старообрядческого населения долины рек Бухтармы и Уймона в горном Алтае (Восточно-Казахстанская область Казахстана). Формирование этой группы началось во второй половине XVII века, когда на Алтай бежали люди, спасаясь от преследований церкви и государства за несогласие с реформами патриарха Никона. Они селились в долинах рек, занимались земледелием и скотоводством. В середине – второй половине XVIII века, когда на Алтае появились горнорудные заводы, «вольных землепашцев» стали приписывать к ним для горнорудных и лесных работ. Старообрядцы бежали в малодоступные горы верховий Бухтармы, а в конце XVIII – начале XIX века в связи с ростом населения спустились вниз, в долины Бухтармы и Уймона. Это была тесная, хорошо сплоченная группа старообрядцев-беспоповцев поморского толка. Каменщики «строго держали старину», мало общались с русскими, придерживавшимися официального православия. Торговые отношения они поддерживали с жившими рядом казахами и китайцами, продавая им зерно, муку, меха, получая взамен шелковые и хлопчатобумажные ткани, халаты, фарфоровую и фаянсовую посуду и т.д.

Поляки

Поляки – этноконфессиональная группа русского старообрядческого населения западных предгорий Алтая (Восточно-Казахстанская область Казахстана). Название этой группы – «поляки» объясняется тем, что до переселения на Алтай в 1765–1769 годах они жили в районе города Ветки, относившегося в то время к Польше. В эту страну они бежали из центральных районов Русского государства во второй половине XVII века от репрессий, осуществлявшихся государством за отказ принять церковную реформу патриарха Никона. Переселение старообрядцев на Алтай проводилось во исполнение манифестов императрицы Екатерины II от 4 декабря 1762 и 22 июля 1763 года о заселении свободных земель на окраинах Российской империи. Поляков поселили в долинах рек Убы, Ульбы и Алея. Там они получили землю, права государственных крестьян и обязанность платить как раскольники двойную подать. Своеобразие их жилищ, одежды и бытового обихода отмечали еще этнографы конца XIX в., указывая, что их самобытное, «туго поддается влиянию окружающего».

Марковцы

Марковцы – этнотерриториальная группа русских старожилов Сибири, проживающих в с. Марково и окрестных деревнях на среднем течении реки Анадырь в Анадырском районе Чукотского автономного округа. Начало формирования этой группы относится к концу 1840-ых годов, когда близ Анадырского острога, основанного еще в XVII веке исследователем Сибири С.И. Дежнёвым, возникло село Марково. Его поселенцами стали русские-старожилы, приехавшие сюда с нижней Колымы, и чуванцы – небольшая народность Сибири, издавна жившая на реке Анадырь. Чуванцы и русские, заселившие приполярные земли Сибири еще XVII–XVIII веках были в дружеских отношениях, вместе участвовали в войнах с чукчами и юкагирами, заключали между собой брачные союзы. В результате постепенной ассимиляции русскими православных чуванцев появилась особая группа русского народа – марковцы. Марковцы осознавали себя русскими, говорили на русском языке, исповедовали официальное православие, но антропологически были близки к местным коренным народам Сибири. Они переняли от чуванцев многие черты традиционного хозяйственного уклада: способы охоты и рыболовства, собаководство, оленеводство, некоторые виды одежды, сохранив при этом многие русские обряды и обрядовый фольклор.

Видео-экскурсии по выставке

Экскурсия «Сицкари, пушкари, каменщики, поляки…». Локальные группы русского народа
Экскурсия «Тудовляне, полехи, теблешане… Локальные группы русского народа»