23.12.2022
туркмены; грузины; казахи; украинцы; азербайджанцы; русские; румыны
Появление в собрании музея так называемых «портретных» ковров 1930-1950-х годов связано с важным этапом музейного строительства – поиском новых форм, выработке современного языка для фиксации и демонстрации строительства нового общества, развернувшегося в нашей стране. В 1935 году в Государственном музее этнографии (ныне – РЭМ) была открыта выставка ковров из его собрания. Несмотря на то, что основной ее целью была презентация ковроткачества народов Средней Азии и Кавказа XVIII–XIX веков, авторами было решено актуализировать тему современного состояния этого вида искусства, для чего в музей были приглашены сотрудники коврового цеха артели «Трудкраска» (Ленинград), которые в залах, где проходила выставка ткали ворсовые ковры с портретами советских вождей. Однако отсутствие таких изделий на постоянных экспозициях вызывало вопросы у посетителей, что зафиксировано в Книге замечаний и пожеланий: «Музей показывает ковер из XVIII–XIX вв. Не мешало бы, если рядом с этим поставить ковер из XX в. Наверно, музей не заметил огромные достижения коверных изделий в СССР. Есть закавказские ковры с портретом Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, которые могут взять приз по всемирным масштабом, так и среднеазиатские. 19.01.1935 г.» (стилистика оригинала сохранена. – Е.К., И.М.). Ответ администрации на это замечание был кратким: «Этнографический музей не занимается собиранием ковров… в настоящее время для этих коллекций музей не имеет средств». К сбору «портретных ковров» музей смог приступить только в 1938 году, когда состоялась экспедиция научного сотрудника А.С. Морозовой в Туркменскую ССР. В это же время и с этой же целью была развернута собирательская деятельность Музея народов СССР (Москва; далее – МН СССР), коллекции которого после закрытия были переданы в Музей этнографии в 1948 году. Оба музея обратились к продукции Ашхабадской ковровой художественно-экспериментальной портретной мастерской, которая была создана в конце 1920-х годов. Мастерицы ткали в ней ворсовые ковры по эскизам профессиональных художников, создавая изделия высокого художественного достоинства. Имя одного из художников, сотрудничавшего с портретной мастерской, хорошо известно. Это Е.Д. Крылов, член Союза художников Туркмении. Долгая творческая жизнь Е.Д. Крылова, выпускника Туркменского государственного художественного училища им. Руставели, ученика известного в республике живописца С.Н. Беглярова, связана с ковроткачеством. В музейном собрании представлены выполненные по его эскизам ковры, с портретами И.В. Сталина (1937,1949), К.Е. Ворошилова (1937) и А.И. Микояна (1937). Помимо портрета на центральном поле каждого ковра имеется вытканная на русском языке надпись, с указанием имени художника и мастериц-ковровщиц. Ворсовый сюжетный ковер «Дружба народов СССР» (1938), представленный в собрании РЭМ, также изготовлен в экспериментальной мастерской г. Ашхабада, но уже по эскизу художника Ильи (Рувима) Моисеевича Мазеля (1900–1967), сотрудника Музея народов СССР. Работа художественно-экспериментальной мастерской Туркменской ССР в 1930-х годах хорошо проиллюстрирована серией фотографий, выполненной сотрудниками МН СССР. На них запечатлены особенности работы над «портретными» коврами: перенос изображения с эскиза на основу, подбор шерстяных нитей и тонкая работа с цветовыми переходами. В других республиках СССР также работали ковровые артели, изготовлявшие «портретные», «сюжетные», а также с советской символикой ковры. В собрании РЭМ представлены портреты И.В. Сталина, выполненные в различных ковровых техниках: безворсовые ковры из кооперативно-промысловой артели «Ковровщица» (Казахская ССР, г. Алма-Ата; 1939) и Киевского художественно-промышленного училища (Украинская ССР, г. Киев; 1940), ворсовый ковер из мастерской г. Тбилиси (1940). В 1949 году в РЭМ состоялось открытие выставки «Ковровые изделия Средней Азии», на которой впервые были презентованы не только прекрасные образцы традиционного ковроткачества, но и «портретные» ковры работы современных мастериц. В связи с подготовкой материалов для строительства новых экспозиций РЭМ в 1952 году заказал ворсовый ковёр с советской символикой в артели им. Максима Горького (г. Тюмень). В 1953 году музеем были приобретены в Художественно-экспериментальной мастерской Туркменской ССР ковры с портретами И.В. Сталина и В.И. Ленина, выполненные по эскизу художников Е.Д. Крылова и Р.Н. Байранова. В этом же году в РЭМ были переданы предметы с «Выставки подарков И.В. Сталину» (1949-1953; Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина; 1949–1953), в том числе последний по времени поступления ковер с портретом И.В. Сталина (1948–1949).
Кубель Елена Леонидовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Машукова Ирина Александровна, научный сотрудник отдела специализированного хранения
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.